Декру Этьенн
ДЕКРУ (Decroux) Этьенн (19.7.1898, Париж - 12.3.1991, Булонь-Бийанкур), французский актёр-мим. Учился у Ж. Копо в школе-студии при парижском театре «Старая голубятня». С 1921 года сотрудничал с Ш. Дюлленом, в том числе в театре «Ателье», где, в частности, обучал пантомиме Ж. Л. Барро. Как актёр дебютировал в 1923 году у Г. Бати. В 1931 в парижском театре «Ланкри» поставил первый мимический спектакль - «Примитивная жизнь». Большую роль в формировании творческой личности Декру сыграли А. Арто, Л. Жуве. Развивал идеи Г. Э. Г. Крэга, разрабатывал телесную грамматику для драматического актёра. В 1931-40 вёл класс пантомимы на курсах Дюллена. В 1941 открыл в Париже школу (своё искусство называл «телесно-драматической пантомимой»); среди учеников - Ш. Лекок, М. Марсо. Стремясь максимально выявить потенциальные возможности актёра, выдвинул принцип «голый человек на голой сцене». Основоположник пантомимы 20 века, Декру превратил её в автономное искусство, создав её поэтику, репертуар, лексику (в том числе «шаг на месте», ставший традиционным приёмом). Оказал значительное влияние на драматический театр и танец. Среди постановок: «В лагере», «Золотой дух», «Бюрократ», «Побеждённый поэт», «Звук трубы». Последнее выступление состоялось в 1963 году в Карнеги-холле (Нью-Йорк). Снимался в кино («Похождения Октябрины», «Лестница без конца», «Дети райка», «Пассажир без багажа», «Займись Амелией»). В 1959-63 преподавал в Актёрской студии (Нью-Йорк), в 1963-86 - в собственной студии (Булонь-Бийанкур, Франция).
Соч.: Слово о миме. Архангельск, 1992; Mime corporel. Р., 2003.
Е. А. Дунаева.