Дельсарт Фран­суа Александр

Дельсарт (Delsarte, Del Sarte) Фран­суа АлександрДЕЛЬСАРТ (Delsarte, Del Sarte) Франсуа Александр Никола Шери (19.11.1811, Солем - 19.7.1871, Париж), французский театральный педагог, музыкант, певец (тенор), теоретик актёрского искусства и вокала. В 1926-30 годах в Париже учился пению у А. Корона, затем в консерватории у А. Гароде и Л. А. Поншара-отца. Выступал в театре «Опера-Комик». Рано отойдя от артистической деятельности, стал хормейстером аббатства Шатель в Париже; открыл при соборе курсы пения. Преподавал в Парижской консерватории, обучал музыке оперных певцов. Среди его учеников - актёры Рашель, Б. К. Коклен. Испытал влияние швейцарского теоретика физиогномики И. К. Лафатера, а также Ф. А. Месмера, Ж. Г. Дебюро и др. Разработал собственную систему подготовки актёра, впоследствии зафиксированную одним из его учеников, американским драматургом, актёром и режиссёром С. Маккеем (посещал класс Дельсарта в 1869-70) и получившую известность в конце 19 века. Наряду с голосовой техникой Дельсарт исследовал все компоненты актёрского искусства. Особое внимание уделял развитию наблюдательности, воспитывал интерес к сценической передаче реальной жизни, видя в актёре сознательного художника, соблюдающего общие законы творчества. Выявлял взаимодействие телесной экспрессии и духовной жизни, соотносил жизненно энергетическое начало творчества с мыслительными процессами и моральными (религиозными) нормами. Изучая анатомию и медицину, работая в клинике для душевнобольных, исследуя поведение человека в обычных и исключительных условиях, в дальнейшем использовал свои наблюдения для анализа мимики и жеста актёра, природы сценической эмоции. Результаты своей работы закрепил в специальной таблице особых «зон», иллюстрирующей провозглашённый им «закон соответствий» между органами тела и эмоциональными и рациональными реакциями. Ряд положений системы Дельсарта впоследствии оказал влияние на многих театральных деятелей и аналитиков актёрского творчества (в частности, А. Я. Таиров называл идеи Дельсарта «абсолютными истинами» в искусстве).

Реклама

Дельсарт - автор одной из первых попыток кодификации актёрской игры. Сформулированные им «9 законов движения» опираются на понятия, широко применяемые и в современной театральной педагогике («движение», «ритм», «реакция», «выразительность» и др.). В России интерес к творчеству Дельсарта особенно возрос в 1900-10-е годы, в период экспериментов в области театральной педагогики, развёртывания студийного движения, теоретических споров о природе сценического искусства и др. (в числе популяризаторов идей Дельсарта - С. М. Волконский, практиковавший его упражнения в собственной студии). Теория Дельсарта сыграла основополагающую роль в становлении танца модерн, получив развитие в творчестве Э. Жака-Далькроза, Т. Шоуна, Р. фон Лабана, К. Йосса. Автор трудов по теории вокального мастерства, методических сочинений для голоса с фортепиано; Дельсарт разработал также аппарат для контроля чистоты интонирования.

Соч.: Une Anthologie. Р., 1992.

Лит.: Arnaud А. Delsarte, ses cours, sa méthode. Р., 1882; Stebbins G. Delsarte system dramatic of expression. N. Y., 1886. N. Y., 1977; Giraudet А. Mimique: physionomie et gestes. Мéthode pratique d’après le système de F. del Sarte. Р., 1895; Волконский С. М. Выразительный человек. СПб., 1913; Таиров А. Я. Записки режиссера. М., 1970; Zorn J. W. The essential Delsarte. Metuchen, 1977; Taylor G. F. Delsarte: а codification of nineteenth-century acting // Theatre Research International. 1999. Vol. 24. №1.

М. Т. Литаврина.