Деперо Фортунато

ДЕПЕРО (Depero) Фортунато (30.3.1892, Фондо, Валь-ди-Нон - 29.11.1960, Роверето), итальянский живописец, график, дизайнер, сценограф, писатель. Посещал художественную школу в Роверето. В ранний период испытал влияние модерна и экспрессионизма. В 1913 году переехал в Рим, где познакомился с Ф. Т. Маринетти и с 1914 года присоединился к движению футуризма; в 1915 вместе с Дж. Балла выпустил манифест «О футуристической реконструкции вселенной». В живописи Деперо комбинации абстрактных форм, напоминающие вращающиеся механические системы (турбины, пропеллеры и т. п.), чередуются с фигуративными построениями по мотивам ярмарочного театра, кукол-марионеток («Абстрактная живопись», 1915, Музей-галерея Деперо, Роверето; «Автоматы», 1916, частное собрание, Милан; «Балерина-идол», частное собрание, Рим). В работах конца 1910-20-х годов пространство членится на ярусы по типу трансформирующихся сценических установок, крупные фигуры подчёркивают условность этих стереометрических построений («Я и моя жена», 1919, частное собрание, Милан).

Деперо (Depero) ФортунатоС 1916 года Деперо работал в области сценографии, сотрудничал с Русским балетом Дягилева (макет декораций и эскизы костюмов для балета «Песнь соловья» на музыку  И.Ф. Стравинского, 1916; по требованию С. П. Дягилева сценография Деперо заменена на оформление А. Maтисса), «Пластическим театром» Ж. Клавеля («Пластические танцы» на музыку А. Казеллы и Дж. Ф. Малипьеро, 1918, Рим) и др. В 1919 основал в Роверето «Дом футуристического искусства» - художественное ателье, занимавшееся дизайном интерьеров («Кабаре дель Дьяволо» в Риме, 1921-22; выставочные павильоны и др.), проектированием мебели, светильников, изготовлением текстиля и пр. В 1933 основал журнал «Dinamo futurista» в Роверето, выступал в нём как художественный критик. Работал также в области скульптуры и плаката, книжной графики (футуристическая автобиографическая книга «Depero-Dinamo-Azzari», 1927). В 1928-30 (также в 1947-49) Деперо жил в Нью-Йорке, где открыл «Футуристическое ателье», дизайнерские проекты которого своеобразно сочетали ар деко и приёмы футуризма; оформлял спектакли, работал для журналов «Vogue», «Vanity Fair», «The New Auto Atlas» и др. После 2-й мировой войны жил в Роверето, где в 1959 открылся Музей-галерея Деперо.

Соч.: Spezzature: Impressioni - Segni е ritmi. Rovereto, 1913; F. Depero nelle opera е nella vita. Trento, 1940; Prose futuriste. Trento, 1973; Revues. Р., 1979; Un futurista а New York. Montepulciano, 1990.

Лит.: Passamani В. F. Depero. Rovereto, 1981; Depero futurista & New York. (Cat.) / Ed. D. Leiber, М. Scudiero. Rovereto, 1986; Scudiero М. Depero: Casa d’arte futurista. Fizenze, 1988; idem. F. Depero. Scritti е documenti. Trento, 1992; idem. F. Depero: Stoffe futuriste. Trento, 1995; Lista G. Lo spettacolo futu-rista. Firenze, [1990]; Universo М. F. Depero е il mobile futurista. Venezia, 1990; Cris polti Е., Scudiero М. F. Depero. Mil., 1992; Depero futurista / Ed. М. Scudiero, D. Magnetti. Mil., 2004.

В. А. Крючкова.

Связанные статьи