Детство
ДЕТСТВО, период жизни человека от рождения до юности.
Психология трактует возраст как период в развитии личности. Существует несколько подходов к периодизации детства, связанных с пониманием движущих сил психического развития - способа добывания пищи (американский психолог У. Хатчинсон), типа интеллекта и уровня организации процессов мышления (Э. Клапаред, Ж. Пиаже), психосексуального развития (3. Фрейд, А. Фрейд), становления идентичности (Э. Эриксон), социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), ведущего типа деятельности (А. Н. Леонтьев) и т.п.
В российской психологии детство рассматривается на основе культурно-исторической психологии и теории деятельности, исследующих процесс присвоения социального опыта ребёнком в результате его активности, различных видов деятельности, при овладении которыми происходит переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий. В российской психологии распространена следующая периодизация детства: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3), дошкольный возраст (от 3 до 6-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12), подростковый возраст (от 11-12 до 14-15). По мере своего психического развития ребёнок становится личностью, способной к рефлексии и к самостоятельным действиям на основе сознательно поставленных целей. В 15-17 лет, когда человек приобретает основные необходимые для самостоятельной жизни в обществе умения и способности, детство сменяется юностью. Понимание границ детства в обществе зависит от сложившихся стереотипов, отличающих ребёнка от взрослого. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни, определяет специфику возрастной дифференциации (например, разделение на детсадовцев, школьников и студентов), продолжительность (детство становится длиннее с усложнением обучения и воспитания) и своеобразие детства. Дополнительным фактором в определении возрастных пределов детства выступают темпы индивидуального созревания организма; например, соотношение биологического, психического и социального возраста ребёнка зависит от климатогеографической, экологической и социокультурной среды.
Реклама
Детство проходит как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов, причём на каждом этапе детства складывается специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью (Л. С. Выготский). Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребёнка к ней, в это время ребёнок развивается сравнительно медленно, небольшие изменения накапливаются постепенно, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование, которое входит в противоречие с устоявшимися отношениями ребёнка с миром. Преодоление этого противоречия определяет взрывной характер развития в критические периоды, когда ребёнка часто характеризуют как трудновоспитуемого, неуправляемого. Таким образом, переход ребёнка из одной возрастной категории в другую нередко сопровождается возрастным кризисом (выделяют кризис новорождённости, кризис одного года, 3, 7, 13 и 17 лет).
Развитие ребёнка охватывает ряд связанных между собой сфер: психофизическую (изменения тела и самочувствия), личностную (становление идентичности, самосознания и саморегуляции), когнитивную (созревание познавательных способностей, интеллекта), эмоциональную, моральную и т.п. Социальный опыт, приобретаемый ребёнком, и биологические факторы выступают как источники и условия развития психики. В ходе онтогенеза эти условия существенно изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для формирования новых психических возможностей (смотри Сензитивный период). Споры о том, чем предопределяется процесс детского развития - наследственностью или окружающей средой, обучением и воспитанием, привели к появлению теории конвергенции, взаимодействия этих двух факторов (В. Штерн), а также к выделению в ряде теорий третьего фактора - активности как деятельного состояния организма, обеспечивающего адаптацию к окружающей среде и её преобразование.
Психологические исследования детства, ведущиеся с конца 19 века в русле таких научных дисциплин, как детская психология, психология развития, педагогическая психология, имеют большое значение для педагогической практики, формирования условий обучения и воспитания.
В социологии детство - это система взаимодействия детей и взрослых в контексте существующих в конкретном обществе в данный период социальных институтов и практик. В течение детского периода происходит становление будущего члена общества, гражданина путём социализации и в процессе интеграции субкультур ребёнка и взрослого. В то же время детство является важной составляющей общества, связанной с его воспроизводством. С этой точки зрения дети составляют демографическую категорию населения. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых протекают процессы их социализации и формирования личности, зависит будущее этого общества.
Детство как социальный феномен определяет статус ребёнка как активного деятеля и участника социальных процессов, имеющего собственный взгляд на мир, особый язык и стиль мышления, утверждающий его личностную позицию, полноправную с миром взрослых людей. Современное представление о способности ребёнка к жизненному самоопределению привело к переосмыслению стереотипного представления о детях как «неполноценных» людях, лишённых права участвовать в решении вопросов их настоящей и будущей жизни, здоровья, повседневного благополучия. Исторически понятие «детство» связывается с определённым социальным статусом детей, с кругом их прав и обязанностей, с набором доступных для них видов и форм деятельности. Социальный статус детей сложился исторически и находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества; он регулируется социальными нормами и предписаниями, которые исторически приобретают силу правового закона, устанавливающего правила отношений к детям со стороны каждого члена общества, социальных групп, государства и общества в целом (правовые аспекты смотри в статье Дети).
Социологические исследования детства представлены двумя направлениями: как определённой культурно-исторической ценности и как части социальной структуры. В рамках первого, культурно-антропологического подхода изучена эволюция детства (М. Мид, Л. Демоз), показана его связь с ценностно-смысловой сферой общества (Ф. Ариес), выделены кризисные периоды в жизни человека, связанные с его переходом во взрослые члены общества путём инициации (Ф. Боас, Б. К. Малиновский). Установлено, что внимание и забота о детях во многом связаны с особенностями демографической ситуации: в условиях высокой рождаемости и большой детской смертности жизнь ребёнка является относительной ценностью. В ситуации же сокращения рождаемости увеличивается и ценность детей, за жизнь которых взрослые начинают бороться, одновременно принимая и социальную ответственность за их существование на себя. Вместе с заботой о жизни и здоровье ребёнка формируется потребность близкой, доверительной связи с детьми, которые постепенно начинают восприниматься как полноценные в личностном отношении члены семьи, имеющие право отстаивать собственные интересы. Трансформируется также представление о дистанции, разделяющей мир взрослых и детей, вместе они образуют диалогический союз, основанный на взаимном признании, уважении друг друга и любви. Следствием ценностно-смыслового изменения отношения к детям становится расширение их социального статуса, признание за ними некоторых прав и свобод.
Детство протекает, как правило, в одной из трёх культурных форм. Постфигуративная форма детства предполагает, что дети учатся главным образом у старших; кофигуративная - что и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративная - что взрослые учатся также у своих детей (М. Мид). Каждой форме культуры соответствует особый статус детей: они не признаются членами общества; признаются зависимыми, подчинёнными членами общества; обладают «отсроченным» статусом, они лишь будущие члены общества; дети - ученики, воспитанники; дети - развивающиеся личности; дети - равноправные члены общества (С. Н. Щеглова).
В рамках второго направления исследований объяснение феномена детства как важной части социальной структуры общества, включённой в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей с взрослым сообществом, строится на признании институциональной активности детей, их способности формировать свою детскую субкультуру общения и поведения путём имитации, подражания взрослым. Относительная независимость детской субкультуры характеризует её как некую автономную реальность, обладающую собственным языком, структурой, функциями, традициями, в которой выделяются несколько фундаментальных элементов: игра; фольклор и художественное творчество; общение и коммуникативное поведение. Становление и развитие детской субкультуры находятся под воздействием нескольких факторов: влияния «взрослой культуры» родителей и воспитателей; личных усилий ребёнка, проявляющихся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; воздействия уже существующей детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей (М. В. Осорина).
Детство рассматривается также и в аспекте соотношения репродуктивных и креативных механизмов социализации, которые неразрывно связаны с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения культуры объём передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а формы их передачи дифференцируются и специализируются. При этом творчество и подражание во всех их формах являются непременными атрибутами адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющимся социокультурным условиям жизни. Особенностью социализации в таких условиях является противоречие между растущей автономией детства и усилением контроля взрослых над детскими практиками, повышенным вниманием к детству, избыточностью опеки детей.
Социальные проблемы детства в России исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодёжи и т.д. Особое внимание уделяется наиболее острым проблемам: сиротству, беспризорности, преступности, проституции, наркомании и другим формам асоциального поведения подрастающего поколения.
Лит.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977; Schaefer N. Kind, Familie, Gesellschaft. В., 1977; Frith S. The sociology of youth. Ormskirk, 1984; Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988; Мид М. Культура и мир детства. М., 1988; Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990; Qvortrup J. Childhood as а social phenomenon. Viena, 1990; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994; Postman N. The disappearance of childhood. N. Y., 1994; Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Рыбинский Е. М. Детство как социальный феномен. М., 1998; Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д., 2000; Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; Щеглова С. Н. Как изучать детство: Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000; Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 3-е изд. СПб., 2004.
Т. В. Мордовцева.