Дейнека Александр Александрович

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск - 12.6.1969, Москва], российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии Художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969). Учился в Харьковском художественном училище (1915-17), во Вхутемасе в Москве (1920-25) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-27, один из учредителей), «Октябрь» (1928-30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х годов успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; книги «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-34, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. обязан, прежде всего, Фаворскому.

Дейнека Александр АлександровичВ живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ, и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.). Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х годы («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). В 1934-1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений. Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ; смотри иллюстрацию в статье Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х годов («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу "Б"», 1947, ГТГ). В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Реклама

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все - смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др. Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в московском Театре имени В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве. В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской КГ. Преподавал в Москве - во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57). Ленинская премия (1964).

Дейнека Александр Александрович

А. А. Дейнека. «Хоккеисты». Мозаика. 1959-60.

Соч.: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.

Лит.: Kuhirt U. А. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е - начало 1930-х г. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; А. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2.

А. М. Муратов.