Диалектическая теология

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии протестантизма 1920-30-х годов, развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора). Толчком к возникновению диалектической теологии был глубокий кризис устоев европейской цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921-22 годах в работах швейцарских теологов К. Барта, Э. Бруннера, немецких теологов Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган диалектической теологии «Zwischen den Zeiten». Манифестом диалектической теологии явилась книга Барта «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» («Der Römerbrief», 2. Aufl., 1922). В качестве основного принципа диалектической теологии её инициаторы принимают «диалектический путь» к утверждению через отрицание и противоречие.

Исходный пункт диалектической теологии - безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через «религию», которую диалектическая теология резко противопоставляет «вере». «Религия» - свод заранее данных приёмов обращения с Богом, «вера» - событие непредусмотренной встречи с Богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа Бога собственный мистифицированный образ, диалектическая теология готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, диалектическая теология утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, Бога. Перед таким Богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть «критическое отрицание» всего, «лишённый всякой предметности источник кризиса всей предметности, судья, небытие мира» (Барт К. Послание к Римлянам. М., 2005. С. 55). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка диалектической теологии близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса.

Реклама

В исторической перспективе учение диалектической теологии предстаёт как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации - М. Лютера и Ж. Кальвина. Отвержение «религии» - это логический предел лютеровского отвержения «оправдания делами». В связи с этим диалектическая теология выступила против либерального протестантизма 19 века, растворявшего веру в психологию, религию - в стихии безрелигиозной цивилизации.

Распад течения диалектической теологии был связан, во-первых, с политическими событиями 1930-х годов: если К. Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Ф. Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немецких христиан. Во-вторых, присущее диалектической теологии неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Р. Бультман пришёл к провозглашению «демифологизации» христианского учения; Э. Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность диалектической теологии, приступил к построению новой «естественной теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории диалектической теологии явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

Лит.: Gespräch über Gott. Die protestantische Theologie im 20. Jahrhundert. Ein Textbuch / Hrsg. von Н. Zahrnt. Мünch., 1968; Moltmann J. Anfänge der dialektischen Theologie. 5. Aufl. Gütersloh, 1985-1987. Bd 1-2; Громадна Й. Перелом в протестантской теологии. М., 1993; Гараджа В. И. Протестантские мыслители новейшего времени // От Лютера до Вайцзеккера. М., 1994. Гл. 4.

С. С. Аверинцев.