Диалектический материализм
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, понятие, получившее распространение с конца 19 века как обозначение философии марксизма. Термин (синоним употреблявшегося Ф. Энгельсом понятия «материалистическая диалектика») впервые появился в статье Г. В. Плеханова «К шестидесятилетию годовщины смерти Гегеля» (1891, в немецком журнале «Die Neue Zeit»), где «современный диалектический материализм» К. Маркса и Ф. Энгельса, включающий «материалистическое понимание истории», противопоставлялся «наивному метафизическому материализму» 18 века. В дальнейшем этот термин утвердился в работах В. И. Ленина и других русских марксистов («Введение в философию диалектического материализма» А. М. Деборина; написано в 1907, опубликовано в 1916; и др.).
Основными авторитетными источниками диалектического материализма послужили книга Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и его брошюра «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1888; его незавершённая «Диалектика природы» была опубликована лишь в 1925), в которых естественнонаучный материализм 19 века (эволюционизм Ч. Дарвина и др.) соединялся с идеями гегелевской диалектики, переосмысленной как «наука о наиболее общих законах всякого движения», как общая теория развития («бесконечного восхождения от низшего к высшему»), равно применимая к природе, обществу и мышлению. Эти работы, носившие полемический характер, содержали в несистематическом виде основные понятия, определившие стандартный корпус диалектического материализма: так называемый основной вопрос философии (отношение мышления к бытию, духа к природе, в зависимости от понимания которого все философские учения делились на материалистические и идеалистические); материальное единство мира, представленное в иерархии качественно различных форм движения материи - механической, физической, химической, биологической, социальной; восходящие к Гегелю три «закона» диалектики: противоречие как источник движения («единство и борьба противоположностей»), переход количественных изменений в качественные (с этим связано понятие «скачка», важное для концепции развития в диалектический материализм), отрицание отрицания; прагматическое обоснование принципиальной познаваемости мира - практика («эксперимент и промышленность» у Энгельса) как критерий истинности познания. Выдвинутое В. И. Лениным в его полемической работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) сенсуалистическое определение материи как «объективной реальности», которая «копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях», легло в основу так называемой теории отражения - разновидности наивно-реалистической гносеологии, вошедшей в советский период в канон диалектического материализма.
Реклама
Становление диалектического материализма как господствующего философского направления в СССР в 1920-х годах отмечено борьбой «механистов», к которым примыкал Н. И. Бухарин с его теорией «равновесия», и «диалектиков», возглавлявшихся А. М. Дебориным. Дебаты между различными марксистскими группами, как и последующие философские «дискуссии» в Советском Союзе, приняли характер идеологических кампаний, в которых происходило «обсуждение вопросов не столько с точки зрения истины и лжи, сколько ортодоксии и ереси» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 123). Кратковременная победа «диалектиков» в 1929 сменилась в 1931 году осуждением обеих групп как враждебных политических уклонов. С 1930-х годов диалектический материализм - «мировоззрение марксистско-ленинской партии» (И. В. Сталин) - окончательно утвердился в СССР как официальная государственная философия, которая получила непререкаемую каноническую форму в написанной Сталиным главе «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938) и насаждалась через систему образования, политического просвещения и т. п.
Постепенный распад сложившейся доктрины диалектического материализма в СССР начался со 2-й половины 1950-х годов, когда стали развиваться логика и методология науки, дистанцировавшиеся в своём осмыслении философских проблем естествознания от официозного диалектического материализма, и наряду с этим происходило обращение к «подлинному Марксу» (антропологическим идеям его раннего периода) и реконструкция так называемой логики «Капитала» (метод восхождения от абстрактного к конкретному - Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев и др.). Вопрос о диалектическом материализме дебатировался в неомарксизме 2-й половины 20 века (диалектический материализм как «реалистический» синтез достижений традиционного идеализма и материализма у Э. Блоха, ограничение диалектического материализма «теорией науки и её истории» у Л. Альтюссера, признание его «рабочей гипотезой», содержащей «общую концепцию человека и мира», у Л. Гольдмана и др.).
Лит.: Wetter G. А. Der dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion. 5. Aufl. Freiburg, 1960; Bochénski J. М. Der sowjetrussische dialektische Materialismus Diamat. 5. Aufl. Bern, 1967; Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история философии. М., 1984; Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
В. П. Филатов.
., 1987; Диакритический знак // http://ru. wikipedia. org/wiki. Ю. Б. Коряков.