Дидактическая литература

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, поучительная литература, изложение в художественной форме философских, религиозных, естественнонаучных, моральных и иных знаний. Эстетический элемент в дидактической литературе может проявляться в обращении к стихотворной форме, художественным жанрам, в подчёркнуто изысканной отделке стиля, риторической украшенности и т.п.; при этом граница между дидактической литературой и собственно научными и художественными текстами весьма подвижна. Дидактическая литература имела широкое распространение вплоть до конца 18 века; в теоретической поэтике (Ш. Баттё и др.) рассматривалась как разновидность изящной словесности, излагающая не вымышленные истории, но «общие истины и предписания» (И. И. Эшенбург); выделялась в особый род литературы (наряду с эпосом, лирикой, драмой). Древнейший образец дидактической литературы - гексаметрическая поэма «Труды и дни» Гесиода (8 век до нашей эры), содержащая нравственные предписания, а также практические рекомендации по сельскому хозяйству и мореплаванию. Поэтическая форма была использована для изложения философских идей досократиками (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл).

Реклама

Чрезвычайное разнообразие тем характерно для дидактической литературы эпохи эллинизма: дидактические поэмы посвящаются астрономии (Арат), географии (Дионисий Периегет, 2 век нашей эры), специальным проблемам медицины (поэмы Никандра Колофонского) и многим др. Наиболее известные произведения римской дидактической литературы - поэмы «О природе вещей» Лукреция, «Георгики» Вергилия, «Наука любви» и «Лекарство от любви» Овидия, а также «Наука поэзии» Горация - первый в ряду европейских стихотворных трактатов о поэтическом мастерстве (М. Дж. Вида, Н. Буало и др.). Широкое распространение дидактическая литература получает и в древневосточных литературах (среди наиболее известных памятников - китайский «Дао дэ цзин», индийский «Панчатантра»).

Расцвет дидактической литературы связан с эпохой Средневековья. В этот период создавались многочисленные своды практических предписаний, относящиеся к различным жизненным ситуациям: сборники моральных наставлений (в том числе русское «Поучение» Владимира Всеволодовича Мономаха, «Домострой»), застольных правил, принципов куртуазно-любовного поведения, толкований снов, гастрономических рецептов, руководств по охоте, практических сведений о животных (бестиарии), камнях (лапидарии), растениях и т.п. Типичным для дидактической литературы становится обращение к аллегории, позволяющей выразить в образной форме отвлечённые морально-религиозные идеи: многочисленные поэмы о борьбе добродетелей и грехов (их прототип - «Психомахия» Пруденция, конец 4 века), рая и ада; о союзе, или «браке», семи свободных искусств; о принципах любовно-куртуазной «науки» («Роман о Розе») и т.п. В рамках моралистической литературы, разъяснявшей основы праведной жизни, к началу 15 века оформляется особый жанр наставления в «искусстве умирать» (ars moriendi), где излагались правила предсмертной борьбы с дьяволом. Последний взлёт дидактической литературы относится к концу 17-18 века, когда были предприняты попытки выразить в художественно-поэтической форме антропологические, философские, научные и религиозные идеи Просвещения (философско-политический роман «Приключения Телемака» Ф. Фенелона, 1699; «Опыт о человеке» А. Поупа, 1732-34; «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова, 1753; стихотворение «Метаморфоза растений» И. В. Гёте, 1798, и др.). В эпоху романтизма формируется представление о несовместимости художественной и дидактической задач. Дидактический род исчезает из художественной литературы; в 19-20 веках элементы дидактики сохраняют своё значение в детской литературе, в отдельных литературных направлениях (социалистический реализм) и у отдельных авторов (например, у Б. Брехта).

Лит.: Sowinski В. Lehrhafte Dichtung des Mittelalters. Stuttg., 1971; Siegrist Ch. Das Lehrgedicht der Aufklärung. Stuttg., 1974; Effe В. Dichtung und Lehre: Untersuchungen zur Typologie des antiken Lehrgedichts. Мünch., 1977; Europäische Lehrdichtung / Hrsg. Von Н.G. Rötzer, Н. Walz. Darmstadt, 1981.

А. Е. Махов.