Дигнага

ДИГНАГА (5-6 века), индийский философ школы йогачара, основоположник буддийской логики. По преданию, родился близ города Канчи (Южная Индия) в брахманской семье и в раннем возрасте был посвящён в члены «неортодоксальной» буддийской школы ватсипутриев, с которыми он, однако, быстро разошёлся. Учился в Магадхе у йогачарина Васубандху, с которым у Дигнага впоследствии возникли разногласия по вопросам логики. Продолжил изучение йогачары в буддийском центре Наланда. Как успешный полемист и проповедник Дигнага заслужил титул «победителя мира» (дигвиджаина). Считается, что последние годы Дигнага провёл в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайских и тибетских переводах.

В сочинении «Аламбанапарикша» («Исследование объекта познания») Дигнага развивал идею Васубандху о том, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, поскольку внешний объект не является причиной познания и не обладает той же формой, которая проявляется в познании. Основной труд по эпистемологии и логике - «Праманасамуччая» («Конспект по источникам знания») в 6 главах с автокомментарием. Подвергнув критике современные ему теории восприятия вайшешики, ньяи, санкхьи и мимансы, Дигнага выделил два этапа познания: восприятие (пратьякша), фиксирующее только мгновенно-частное (свалакшана) и лишённое каких-либо мыслительных конструкций, и умозаключение, благодаря которому постигаются только общие характеристики (саманья-лакшана). Дигнага различал собственно умозаключение как « вывод-для-себя» и силлогистические высказывания как «вывод-для-других», в первом случае имеет место получение нового знания, во втором - лишь его изложение. Согласно выдвинутому Дигнагой трёхаспектному правилу для среднего термина, он должен: 1) быть распределён в объёме меньшего термина, 2) присутствовать в однородных случаях, 3) отсутствовать в разнородных. Выделив девять возможных отношений («колесо аргументов»), Дигнага исследовал два типа отношений между силлогистическим примером и средним термином («соприсутствие» и «соотсутствие»). Согласно доктрине «отличения от другого», слово обозначает не внешний объект (отрицаемый Дигнагой) и не класс вещей, но только отличие от других референтов (так, «корова» означает не известное животное, но отрицание класса «некоров»). Автор учебника «Ньяя-мукха» («Введение в логику») и сочинения «Хету-чакра-нирная» («Установление колеса аргументов»), Дигнага создал новую категориальную систему - панча-видха-калпана («пятеричная конструкция рассудка»), согласно которой объектом мышления может быть не реальность сама по себе (в буддизме это точечные динамические моменты бытия - дхармы, по Дигнаге, абсолютно «частные» и невербализуемые), но ракурсы (акара), через которые мышление конструирует мир из исходного материала. Система категорий Дигнаги состоит только из «имён» (нама): индивиды - собственные имена, классы - родовые имена, качества - обозначения свойств, движения - глаголы, субстанции - существительные. Однако конструктивное воображение рассудка способно также и к синтезу понятий, что находит выражение в таблице четырёх возможных отношений понятий - в виде утверждения, отрицания, тождества и причинности.

Реклама

Дигнага первым ввёл трёхчленный силлогизм взамен традиционного пятичленного, что было связано с превращением логики как средства аргументации (как она развивалась ньяей) в науку о доказательстве.

Основным продолжателем Дигнаги был Дхармакирти, среди его комментаторов выделяется Джиненанрабуддхи (9 век), категориальную систему Дигнаги развивал Камалашила (8 век). Дигнага оказал влияние на логико-эпистемологические воззрения вайшешика Прашастапады. С его концепциями полемизировали представители ньяи, мимансы, джайнизма, а также буддист-мадхьямак Чандракирти.

Лит.: Hayes R. Р. Dignäga on the interpretation of signs. Dordrecht, 1987; Канаева Н. А., Заболотных Э. Л. Проблема выводного знания в Индии. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников. М., 2002.

В. К. Шохин.