Воображение
ВООБРАЖЕНИЕ, способность конструировать образы.
Воображение в истории философии. Понятие воображения (греческий φαντασ?α) как особой ментальной способности впервые введено Платоном. Воображение описывается в «Филебе» как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделённого от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (сам термин впервые появился в «Государстве»). Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые отпечатки прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения как создающая образы неизбежно вносит искажения в представляемое ею. Развёрнутую теорию воображения впервые даёт Аристотель в сочинение «О душе»: воображение есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы (φαντ?σματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления; это состояние есть некоторая деятельность, следующая за деятельностью чувственного восприятия; воображение является промежуточным между чувственным восприятием и дискурсивным мышлением, поскольку, с одной стороны, оно не может действовать вне и помимо тела (поэтому воображение есть у большинства животных), с другой стороны, оно доставляет необходимый материал мышлению, уже неявно предполагая не просто представление свойств предмета, но и некоторое о нём суждение, что может явиться источником возможных ошибок. Намеченная у Платона иерархия познавательных способностей подробно разрабатывается Аристотелем и позднейшими платониками: чувственное восприятие (α’ισδησις, sensus), воображение (φαντασ?α, imaginatio), дискурсивно-логическое мышление (δι?νοια, ratio), предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νους, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в её полноте. Во многом под влиянием стоиков воображение начинает пониматься как творческое продуктивное воображение (Секст Эмпирик и др.). Концепция воображения получает дальнейшую разработку и уточнение в неоплатонизме, особенно у Плотина и Прокла. Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте).
Реклама
Понятие воображения играет заметную роль в философии Нового времени; наряду с разумом, памятью и чувствами оно является одной из функций «познавательной силы», или способности души, для Р. Декарта. Учение Канта о способности воображения (Einbildungskraft) во многом определило трактовку воображения в последующей философской традиции. Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением (подобное различение можно найти ещё у Христиана Вольфа). Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума», В 151). Продуктивное воображение связывает воедино многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) в соответствии с категориями рассудка (с которым воображение роднит спонтанность, то есть самодеятельность). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания а priori. Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой - с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием. Кроме того, согласно Канту, решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка.
Воображение как творческая способность играет центральную роль у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение «я» и «не-я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и, в конечном счете, самой действительностью. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят своё наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. С понятием творческого воображения тесно связано понятие гения (у Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля, а также воображение Гумбольдта и Шеллинга).
Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках аналитической философии. Так, согласно Г. Райлу, воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению обыкновенно относят разнообразные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и так далее. Оживлённо обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании.
Д. В. Никулин.
В феноменологии Э. Гуссерля воображение было описано как основной механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологической редукции» психологической особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. М. Мерло-Понти и Ж. П. Сартр, пытавшиеся преодолеть замкнутость феноменологического подхода рамками сознания, рассматривали образы воображения не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Воображение в психологии и когнитивной науке. Согласно представлениям, разработанным в психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции воображения состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего. Основное различение в эмпирических исследованиях воображения проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, воображением. Процессы репродуктивного воображения относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного воображения, лежащего в основе художественного и научного творчества, - к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) воображение. К числу феноменов непроизвольного воображения иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Экспериментальное изучение воображения первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетических образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов воображения преобладали физико-химические аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографическими отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов воображения приостановилось до появления во 2-й половине 20 века когнитивной психологии. Современные исследования воображения показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физическими объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творческого воображения показали ограничения, накладываемые на воображение привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, например кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли воображения в качестве мнемотехнической стратегии, улучшающей запоминание (смотри Мнемотехника). Чем необычнее образы, тем больше они способствуют запоминанию. В психометрических исследованиях интеллекта оценки творческого воображения входят в число основных компонентов креативности. Методы, стимулирующие творческое воображение, разработаны в психотерапии (метод «активного воображения», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что воображение открывает путь к осознанию и интеграции бессознательных содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познавательного развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм воображения, включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 месяцев), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (например, в индивидуальную теорию психики, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психического развития часто сказываются на особенностях воображения ребёнка и взрослого. Например, дети с аутизмом могут испытывать специфические трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастических объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений воображения и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется воображение для интерпретации воспринимаемого, в свою очередь, воображение опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал воображение как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – воображение. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и воображения, так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций воображения наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представлении мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем воображение увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием.
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуется как процесс применения языковых средств для управления воображением, то есть для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. Одним из множества подобных средств управления воображением является обращение отношений фигуры и фона. Например, формально похожие фразы «дерево рядом с домом» и «дом рядом с деревом» вызывают разные образы - во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом.
В современных работах по моделированию процессов познания у человека понимание воображения как фундаментального механизма научного мышления связано с работами основателя логико-математического интуиционизма, Л. Э. Я. Брауэра, а также С. А. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров».
К особенностям художественного воображения относится приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастического содержания в реалистический контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах художественного воображения используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, например трансформация идентичности людей и предметов, увеличение и уменьшение их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
Лит.: Sartre J. Р. L’imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination. Р., 1940; Piaget J., Inhelder В. L’image mentale chez l’enfant. Р., 1966; Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966; Наnnау А. Mental images: А defence. L., 1971; Fauconnier G. Mental spaces. Camb., 1985; Wedin М. Mind and imagination in Aristotle. New Haven; L., 1988; White А. R. The language of imagination. Oxf., 1990; Туе М. The imagery debate. Camb. (Mass.), 1991; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997; Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Camb., 1997; Kosslyn S. М., Ganis G., Thompson W. L. Neural foundations of imagery // Nature Reviews. Neuroscience. 2001. № 2; Beличковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М., 2006.
Б. М. Величковский.