Дизайн
ДИЗАЙН (английский design - план, рисунок, чертёж, замысел), область художественного творчества, проектирование и создание промышленных вещей, предметной среды жизни и деятельности человека. Возникновение термина совпадает с выходом английского журнала «Journal of Design and Manufactures» (1849, основан Г. Колем, одним из организаторов Всемирной выставки 1851 в Лондоне). В основе дизайна лежат принципы функциональности и целесообразности; его цель - придать вещи такие качества, как удобство, эстетическая привлекательность, соразмерность человеку, единство со средой. Разработка дизайна включает ряд этапов: функциональный анализ, конструирование, компоновка, создание пространственной или графической композиционной структуры и др.
Дизайн подразделяется на промышленный дизайн (транспортные средства, производственное и бытовое оборудование), дизайн среды (интерьеры, мебель, архитектура малых форм), дизайн моды (одежда, ткань, аксессуары), графический дизайн (системы визуальной коммуникации, печатная продукция и упаковка, электронный дизайн). Дизайн пользуется данными многих научных дисциплин (эргономики, инженерной психологии, семиотики, социологии, культурологии и др.). Его художественно-композиционные и выразительные средства во многом основаны на изучении истории искусства и архитектуры, опыта современных художественных направлений (поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, концептуальное искусство), а также достижений науки и техники. На стыке с декоративно-прикладным искусством возникла область «арт-дизайна» - создание уникальных объектов с использованием инновационных технологий, в которых художественные, стилевые, композиционные факторы преобладают над функционально-конструктивными.
Реклама
Исторический очерк. Элементы дизайна (так называемый протодизайн) можно обнаружить в формах простейших орудий труда в доисторические эпохи, в изделиях античных и средневековых мастеров. В эпоху Возрождения всё большее значение приобретает «проектный подход», создание проекта отделяется от процесса изготовления вещи. Делая наброски схем различных устройств (геликоптеров, махолётов, подводных лодок, велосипедов, строительных механизмов и военных машин), Леонардо да Винчи пользовался таким распространённым методом проектирования, как компоновка. Конструируя паровую машину, Дж. Уатт для наглядности обращался к специфической разновидности проектной графики. Ту же цель - облагородить технические устройства, придать им более гармоничный облик преследовал в своих проектах станков российский изобретатель-художник А. К. Нартов.
Зарождение дизайна как самостоятельного вида проектной деятельности связано с промышленной революцией. При строительстве Хрустального дворца для Всемирной выставки в Лондоне (1851) было использовано много принципиально важных дизайнерских идей: модульность и стандартизация конструктивных элементов, принципы вариативности и комбинаторики. Ранним образцом дизайнерского решения стала также гнутая деревянная мебель фабрики «Tonet» (Вена, 1850-е годы), где была разработана технология серийного производства, а элементы мебельных наборов подчинены общим формообразовательным принципам. На рубеже 19-20 веков появление новых технических изделий (электрические светильники, автомобили, аэропланы, телефонные и телеграфные аппараты и т.п.) обусловило потребность в рациональной организации предметной среды в широких масштабах. Вещи теряют свойства уникальности, превращаются в промышленно тиражируемые изделия, рассчитанные на массового потребителя. Одним из основоположников современного дизайна был П. Беренс, приглашённый в 1906 немецкой Всеобщей электрической компанией (AEG) для того, чтобы придать единый характер разнообразной продукции этого гигантского концерна; он стал и одним из основателей «Немецкого Веркбунда».
С начала 20 века дизайн рассматривается как необходимый этап в создании вещи, один из важнейших критериев в оценке её потребительских свойств. Авангардизм повлиял на формирование новых стилистических направлений в дизайне (творчество Ле Корбюзье, Т. ван Дусбурга и др.). Возникли первые учебные заведения дизайна - Баухауз, основанный В. Гропиусом (среди членов - Л. Мохой-Надь, Дж. Альберс, М. Брёйер), и Вхутемас - Вхутеин в Москве (дизайнерские классы Л. М. Лисицкого, А. М. Лавинского, А. М. Родченко, В. Е. Татлина). Формируются направления функционализма и интернационального стиля, в стилистике вещей преобладают открытые цвета и геометрические формы. Идеи чистоты и строгости форм функционализма были успешно развиты во 2-й половине 20 века в скандинавском дизайне (А. Аалто, Т. Вирккала, Т. Сарпанева), где производители и проектировщики придерживались принципа «лучшее для большинства» (розничная торговля целостными интерьерами и предметами обстановки в едином стилистическом ключе по системе «IKEA» и др.). В США пионеры дизайна (Р. Лоуи и др.) своими проектами способствовали активизации промышленности и выведению страны из экономического кризиса 1930-х годов. В эту эпоху развивалось направление так называемого аэродинамического дизайна (стиль обтекаемых форм; Н. Бел Геддес и др.), «стайлинга» и коммерческого дизайна (Х. Эрл, сотрудничавший с «Дженерал моторс», Г. Дрейфус - разработчик дизайна телефонов фирмы «Bell», локомотивов, автор книги по эргономике для дизайнеров). В 1960-70-е годы стиль таких компаний, как «Olivetti» (счётные и пишущие машинки, первые компьютеры) и «Brown» (бытовые радио- и электроприборы), определял стилистику мирового дизайна серийных изделий (принципы блочности, модульности, функциональности). Ульмская школа дизайна (ФРГ, 1951-68) возрождала традиции Баухауза, пыталась ввести проблемы дизайна в морально-этический и социально-экономический контексты. В 1960-е годы дизайнерские бюро переходят к комплексным программам, включающим изучение рынка, сравнительный анализ товаров, исследование функциональных и эргономических параметров проектируемых предметов. В результате НТП резко расширяется номенклатура предметного окружения, происходят принципиальные изменения в устройстве и функционировании изделий. От традиционного проектирования по прототипам (изделиям-аналогам) дизайнеры переходят к инновационным стратегиям, решению гуманитарных, социальных, экономических и других проблем с помощью дизайна (бюро комплексного проектирования «Total Design» в Амстердаме, 1963; «Design Programmes» Р. Талона в Париже, 1973). Формируется новое стилевое направление - хай-тек (Ч. Имс, Дж. Нельсон в США, Н. Фостер в Великобритании).
Дизайн. Автомобиль фирмы «Crysler». США. Конструктор К. Брир. 1934.
Дизайн 1980-90-х годов, испытав влияние постмодернизма, тяготеет к индивидуализации вещей (при сохранении основных принципов функциональности). Итальянские мастера задали высокий образно-эмоциональный и изобретательский стандарт в промышленном дизайне (М. Беллини, Дж. Джуджаро), производстве мебели, светильников (П. и Дж. Кастильони, Дж. Коломбо). Стиль групп «Мемфис» (Э. Соттсасс) и «Алхимия» (А. Мендини) стал влиятельным в мировом дизайне конца 20 века. Ведущими областями, где ярче всего проявляются новые принципы, становятся дизайн интерьера и мебели, дизайн одежды (Дж. Армани, Дж. Версаче и др.). Особо выделяется графический дизайн, тесно связанный с цифровыми технологиями (смотри также в статье Графика).
Дизайн в России. Истоки дизайна в России прослеживаются в остроумно сконструированных предметах крестьянского быта (сани, русская печь, одежда, утварь), в проектных решениях петровских времён (в том числе в строительстве, судостроении). Инженерам-конструкторам 18-19 века приходилось решать и задачи дизайна: стилевые («Театрум махунарум» А. К. Нартова; теоретические труды Н. Н. Страхова и П. К. Энгельмейера, 2-я половина 19 века), организации инфраструктуры при строительстве железных дорог, эффективности конструкций (проекты В. Г. Шухова) к удобству пользования при создании новых видов техники (автомобилей, велосипедов, самолётов и т.д.). Так же как и в других странах, стилю модерн предшествовал этап национально-романтичных тенденций, в том числе русский вариант движения «Искусства и ремёсла» (мастерские в Абрамцеве и Талашкине).
В истории российского дизайна особенно важное место занимает эпоха 1920-х годов, когда в дизайне отразилось стремление осуществить мечту о рационально организованной жизни, реализовать новое представление о мире как о целесообразной конструкции элементов. Отказ от стилизации, композиционные острота и динамизм, стерильность геометрических форм - таковы основные формальные признаки дизайнерских проектов тех лет, созданных в русле конструктивизма и функционализма. Достижения российского дизайна 1920-х годов были представлены на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925): геометрические рисунки для тканей Л. С. Поповой и В. Ф. Степановой, интерьер рабочего клуба А. М. Родченко, фарфоровая посуда с рисунками С. В. Чехонина, К. С. Малевича и др. Первые отечественные специалисты в области дизайна, выпускники Вхутемаса - Вхутеина, носили звание «инженеров-художников». Некоторые задачи дизайна решались в ходе исследования организации производства в Центральном институте труда под руководством А. К. Гастева.
В 1930-е годы к оформлению предметной среды стали предъявлять идеологические требования; в основу новой стилистики были положены элементы классической ордерной архитектуры и орнаментики. Новаторские изделия, спроектированные дизайнерами высокой квалификации, с многочисленными переделками с трудом доходили до массового производства (исключения: отделка станций метро, реклама, полиграфия 1920-х годов, уникальные объекты, в том числе самолёт «Максим Горький», глиссер-катамаран ОСГА-25). Тем не менее, дизайн в России часто играл роль стимулятора производства; благодаря художнику (а не механизмам рынка) появлялись новые вещи, а иногда и перестраивалось производство. С конца 1940-х годов происходила переоценка художественного наследия авангарда, стали возрождаться традиции дизайна 1920-х годов. В период «борьбы с украшательством в архитектуре» в быт входил новый, близкий к интернациональному стиль одежды и бытовых вещей. Складывалась система государственных дизайн-бюро: первым было создано Архитектурно-художественное бюро в Москве (1945, под руководством Ю. Б. Соловьёва, который в 1962 возглавил Всесоюзный НИИ технической эстетики с филиалами в союзных республиках). Около 30 лет дизайн существовал главным образом в рамках этой системы. Параллельно дизайн развивался в системе Союза художников (на базе московского Комбината декоративно-оформительского искусства). В 1964 году начал действовать семинар промышленного и оформительского искусства в Доме творчества «Сенеж» под руководством Е. А. Розенблюма (так называемая Сенежская студия), была выдвинута концепция «художественного проектирования», согласно которой цель дизайна - создание гармоничной городской, производственной и музейно-выставочной среды.
Правовой статус дизайнеров и характер их деятельности определялись государственными указами, распоряжениями и программами. Общесоюзные стандарты цветов и материалов, качества изделий и необходимый перечень потребительских свойств служили основой профессиональной деятельности. Среди наиболее заметных работ отечественного дизайна 1960-70-х годов: автомобиль-такси (Ю. А. Долматовский), пожарный автомобиль (В. И. Арямов, Л. А. Кузьмичёв), дизайн-программа «Электромера» (авторы проектов электроизмерительных приборов – Д. А. Азрикан, Р. Гусейнов, Д. Н. Щелкунов).
В этот период велись теоретические исследования в сфере дизайна. Среди их основных направлений - исследования проблем архитектоники промышленных форм и технической эстетики (Г. Б. Минервин), методологии творчества и методики дизайнерского проектирования (О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, В. Ф. Сидоренко, Г. П. Щедровицкий), истории дизайна и проблем формообразования (С. О. Хан-Магомедов, В. Ф. Колейчук), социокультурных проблем (В. Р. Аронов, Л. Б. Переверзев), проблем оценки качества промышленных изделий (М. В. Фёдоров).
В 1990-2000-е годы дизайн в России адаптируется к коммерческим условиям существования. Лидирует сфера графического дизайна: полиграфической продукции, электронных массмедиа (TV- и WEB-дизайн), рекламы, упаковки, торговых и фирменных знаков. Проектная стратегия дизайна всё чаще применяется в изобразительном искусстве, при решении социокультурных и инженерно-технических вопросов. Процесс сближения с мировыми художественными направлениями сопровождается активным поиском национальной идентичности (ежегодные выставки «Дизайн», «Дизайн и реклама», «Архитектура и дизайн»). Под эгидой Союза дизайнеров России (1991, правопреемник Союза дизайнеров СССР, созданного в 1987) с 1993 года проводятся Всероссийские выставки-конкурсы (с присуждением Гран-при по номинациям: «графический», «промышленный», «текстильный», «средовой» дизайн, «экспо-дизайн», «арт-дизайн», также «дизайн одежды», «дизайн в рекламе», «дизайн-теория», «дизайн-образование», «дизайнерская фирма года», «проект года», «изделие года»), а также проектные семинары по дизайну городской среды.
Дизайнерское образование входит в структуру художественно-промышленных, архитектурных и технических школ. Международный совет национальных, общественных и частных организаций дизайна (ICSID; основан в 1957, объединяет более 50 стран-членов, представляющих более 150 тысяч дизайнеров) проводит конгрессы (тема конгресса 1975 в Москве - «Дизайн и общество»). Его подразделения: Международный совет объединений графического дизайна (Icograda; основан в 1963) и Объединение промышленного дизайна (IDA; создано в 2003 для координации и совместных проектов).
Лит.: Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970; The Conran directory of design. N. Y., 1985; Долматовский Ю. А. Автомобиль за 100 лет. М., 1986; Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987; Design now: industry or art? Munich; N. Y., 1989; Серов С. И. Стиль в графическом дизайне, 60-80-е годы. М., 1991; 100 дизайнеров Запада. М., 1994; Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995; Русский графический дизайн / Авт. текста Е. Черневич. Сост. М. Аникст, Н. Бабурина. М., 1997; Meggs Ph. В. А history of graphic design. 3rd ed. N. Y., 1998; Sparke Р. А century of design: design pioneers of the 20th century. L., 1998; Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры. М., 2000; Воронов Н. В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1-2; Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М., 2002; Byars М. The design encyclopedia. Bussum, 2004; Михайлов С. М. История дизайна. М., 2004. Т. 1-2; Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2004; Julier G. Dictionary of design since 1900. 2nd ed. L., 2005; Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. Тюмень, 2005; Fiell Ch., Fiell Р. Design of the 20th century. Miami, 2005; Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. М., 2006. Кн. 1.
А. Н. Лаврентьев.