Дмитриевский Алексей Афанасьевич

ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич [11(23).3.1856, Астраханская губерния - 8.8.1929, Ленинград], основатель русской (киевской) школы литургистов, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1903).

С 1878 года обучался в Казанской духовной академии на церковно-практическом отделении, где его учителем в области литургики был Н. Ф. Красносельцев, учёное общение с которым определило дальнейшие научные интересы Дмитриевского. По окончании Казанской духовной академии (1882) был оставлен на кафедре литургики в должности приват-доцента. В том же году представил магистерское сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч.I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с приложениями» (опубликовано в 1884).

С 1883 доцент, с 1884 профессор кафедры церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. В 1887-1888 совершил первое путешествие по Востоку (Афон, Синай, Иерусалим, Афины), итогом которого стало описание 410 греческих и 60 южнославянских рукописей. Это путешествие положило начало почти ежегодным поездкам Дмитриевского с целью пополнения и проверки литургических материалов: 1889 - Иерусалим; 1894 - Москва; 1896 - Константинополь, Афины, Рим, Париж, Дрезден; 1897 - Трапезунд; 1898 - Синай, Патмос; 1903 - Афон; 1910 - Иерусалим. Результатом указанных научных путешествий в числе другого явился многотомный литургический труд «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», первый том которого в 1895 был представлен в качестве докторской диссертации. Доктор церковной истории (1896). В 1906 участвовал в работе «Высочайше учреждённого Особого Присутствия при Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Соборе вопросов» (так называемого Предсоборного Присутствия), где занял консервативную позицию (в том числе в вопросе избрания епархиальных архиереев одними епископами).

Реклама

В 1907 году, в связи с обострением борьбы научных школ внутри Киевской духовной академии, Дмитриевский подал в отставку с должности заслуженного ординарного профессора. За годы деятельности в Киевской духовной академии Дмитриевский создал свою литургическую школу; среди её представителей: протоиерей  В. Д.  Прилуцкий,  Н. Н. Пальмов, А. З. Неселовский,  протоиерей М. А. Лисицын, Ε. П. Дьяковской, протоиерей К. С. Кекелидзе, епископ Аккерманский Гавриил (Чепур). Дмитриевский - секретарь Православного Палестинского общества (с 1907), автор труда «Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907). Историческая записка» (1907). Из статей, публиковавшихся в «Сообщениях Православного Палестинского общества», позднее Дмитриевским была составлена книга «Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. С русскими паломниками по Святой земле и на Афонской горе» (части 1-2, 1909-20). С 1918, после закрытия Палестинского общества, профессор кафедры греческого языка, проректор (1919-22) Астраханского университета. С 1923 читал лекции по литургике на Богословских курсах центрального района Петрограда (в 1925-28 - Высшие богословские курсы). Часть лекций была записана и под редакцией Дмитриевского выпущена в машинописи.

Погребён на братском кладбище Александро-Невской лавры.

Соч.: Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890; Современное богослужение на православном Востоке. К., 1891. Вып. 1; Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам. Казань, 1893; Патмосские очерки. Из поездки на остров Патмос летом 1891 г. К., 1894; Евхологион IV века Сарапиона, епископа Тмуитского. К., 1894; Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. К., 1895-1917. Т. 1-3; Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Пантелеймонова монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб., 1895; Православное русское паломничество на Запад (в Бар-град и Рим) и его насущные нужды. К., 1897; Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории. К., 1899; Книга Требник и ее значение в жизни православного христианина. К., 1902; Ставленник: руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. К., 1904.

Лит.: Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // Богословские труды. М., 1968. Сб. 4; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковно-служителей и мирян Санкт-Петербургской епархии.  XX  столет.  2-е изд.  СПб., 2002.