Добровейн Исай Александрович
ДОБРОВЕЙН (Dobroven, Dobrowen) Исай Александрович [настоящие имя и фамилия Ицхок Израилевич (Зорахович) Барабейчик] [15(27).2.1891, Нижний Новгород - 9.12.1953, Осло], дирижёр, пианист, композитор. В 1911 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Н. Игумнова. В 1911-12 совершенствовался в Вене у Л. Годовского. Композиции обучался у С. И. Танеева. Гастролировал как пианист в России (в том числе играл концертную программу для В. И. Ленина) и за рубежом. Как дирижёр дебютировал в 1919 в Москве, в 1919-22 дирижёр Большого театра. В 1923 эмигрировал (с 1929 гражданин Норвегии). С 1924 до конца жизни руководил различными оперными и симфоническими оркестрами в Европе и США: главный дирижёр Филармонического оркестра Осло (1927- 1931), Оркестра Сан-Франциско (1930-1934), Гётеборгского симфонического оркестра (1941-53), дирижёр Королевской оперы в Стокгольме (1941-45) и др. В 1923 в Дрезденской государственной опере дирижировал германской премьерой оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. С 1948 года работал по приглашению А. Тосканини в миланском театре «Ла Скала», с большим успехом поставил оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, оперы Мусоргского. Как композитор испытал влияние позднего романтизма, в особенности творчества А. Н. Скрябина. Высокую художественную ценность имеют архивные записи Добровейна-дирижёра: фортепианные концерты Л. ван Бетховена (солист А. Шнабель), фортепианные концерты Н. К. Метнера (солист - автор; 1947), опера «Борис Годунов» Мусоргского (солисты Б. Христов, Н. Гедда; 1952).
Лит.: Добровейн М. Страницы жизни И. Добровейна. М., 1972; она же. На рубеже двух эпох: Автобиографические записки. М., 2001.