Добровольный флот

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ, одно из крупнейших судоходных обществ в Российской империи. Правление находилось в Санкт-Петербурге. Создан по инициативе Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству на пожертвования, которые вносились представителями всех сословий. Комитет по устройству Добровольного флота возглавлял великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), вице-председатель - статс-секретарь К. П. Победоносцев. Суда и береговое имущество Добровольного флота при общей или частичной мобилизации и в иных исключительных случаях передавались во временное распоряжение или в собственность Военного или Морского министерства.

Добровольный флотНа собранные средства (3,7 миллионов рублей) в июне 1878 года в Германии приобретены 3 первых парохода для Добровольного флота, которые предполагалось использовать в качестве военных кораблей в случае вероятной войны с Великобританией. Использование пожертвований, коммерческая эксплуатация пароходов, поддержание их в готовности для передачи во время войны в состав военного флота были возложены на созданное в 1879 частное Общество добровольного флота (в состав его правления входили представители правительства). Оно имело ряд привилегий: право безвозмездного использования казённых земель для своих верфей, зданий, сооружений; преимущественное перед другими пароходными компаниями право на перевозку войск и казённых грузов; с 1885 получало ежегодную субсидию от государства.

Реклама

Исключительным правом Добровольного флота было впервые организованное его судами регулярное товаро-пассажирское сообщение между Одессой и российскими портами на Тихом океане. Важную роль играли перевозки переселенцев во Владивосток (около 90 тысяч человек в 1883-1906) и ссыльных на остров Сахалин. Основным  грузом  на обратном пути из Владивостока был чай, закупавшийся в Китае и Индии. В 1891 пароходы Добровольного флота стали ходить по линии Одесса - Санкт-Петербург. В 1906-08 пароходы Добровольного флота обслуживали товаро-пассажирскую линию Либава - Нью-Йорк, с  1907 (по  поручению правительства) – 3 дальневосточные линии, соединявшие Владивосток с Николаевском и портами Китая (Шанхай) и Японии (Цуруга), а с 1908 также с портами Камчатки и побережья Охотского моря. В 1911 северные рейсы были продлены до Нижнеколымска. В 1914 Добровольный флот имел свыше 40 пароходов, из них около 20 обслуживали дальневосточные линии, главным образом северные. Агентства Добровольного флота имелись в Лондоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке и других крупнейших портах мира.

Суда Добровольного флота осуществили обширные перевозки войск и грузов в Порт-Артур (1898) и во время подавления движения Ихэтуань в Китае (1900). В русско-японскую войну 1904-05 и в 1-ю мировую войну 1914-18 часть пароходов Добровольного флота была вооружена и использовалась в качестве военных кораблей, а другие служили госпитальными и транспортными судами (в 1905-06 перевозили на родину войска и пленных с Дальнего Востока). После Октябрьской революции 1917 суда Добровольного флота, находившиеся в портах бывших союзников России по войне, были реквизированы. В Гражданскую войну 1917-22 пароходы Добровольного флота использовались при эвакуации «Русской армии» из Крыма (1920) и Земской рати из Владивостока (1922), впоследствии они были либо проданы, либо брошены; оставшиеся в России пароходы Добровольного флота были национализированы. В 1922 году в РСФСР образовано новое правление Добровольного флота, которое отсудило у британского правительства 9 судов (были обременены долгами, их выплата привела к значительным убыткам Добровольного флота). К  1925  в  ведении  Добровольного флота находилось около 1/3 судов, бывших в его собственности к 1914. В 1925 суда и имущество Добровольного флота переданы акционерному обществу «Советский торговый флот». В 1969 году списано последнее из ранее принадлежавших Добровольному флоту судов - «Колыма».

Лит.: Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время 25-летнего его существования. СПб., 1903; Исторический очерк развития путей сообщения в России. СПб., 1913; Яровой В. В. Краткий очерк истории Добровольного флота // Гангут. СПб., 1992. Вып. 3; Гаврилов С. В. Паровое судоходство и рыбопромышленность на Камчатке в первой четверти XX в. // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 2000. Вып. 3.