Домашнее образование

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, форма общеобразовательной подготовки в семье. До становления систем образования (преимущественно в древности и Средневековье) играло существенную роль в передаче от родителей к детям основ мировоззрения (в том числе религиозного воспитания), жизненного и  профессионального опыта; в обществах с развитыми образовательными структурами сохраняло своё значение как форма индивидуализации обучения. Однако как институт образования оно не ограничивалось семейным, родовым опытом и содержало весь предусмотренный общественными нормами образовательный комплекс. Особенности и направления домашнего образования определялись социальной ролью семьи, господствующими в обществе национально-культурными традициями.

В России домашнее образование в 18-19 веках получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты. Домашнее  образование практиковалось в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах предпочитали дать ребёнку домашнее образование, особенно в случае нежелания определить его по воинской части. Незаконнорождённым дворянским детям домашнее образование позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, возвращающего в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей и для сирот открывало возможности домашнего учительства. Одним из видов домашнего образования можно считать экстернат.

Реклама

До учреждения Московского университета (1755) функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, семинаристы, наёмные учителя из немцев. В середине 18 века к домашнему образованию привлекали университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С конца 18 века вошло в обычай приглашать учителей-иностранцев (преимущественно французов, немцев, англичан). В 1830-40-х годах оформилась система домашнего образования. Были приняты Положение о домашних учителях и наставниках (1834) и специальные постановления Министерства народного просвещения 1853 и 1868. С 1868 года звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания, либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от российских университетов. По традиции домашние учителя нередко проживали в семье и обучали всех подрастающих членов семьи и фактически имели пожизненное обеспечение.

Как правило, видное место в системе домашнего образования занимали новые языки (французский, немецкий, английский), отечественная и иностранная словесность, история, география. Математика, физика, естественная история преподавались в объёме, определявшемся возможностями и желанием родителей и ученика. Непременным элементом домашнего образования являлся Закон Божий, часто - церковнославянский язык.

После 1917 года домашнее образование как система прекратила существование. С начала 1960-х годов получили распространение специфические формы домашнего образования - частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т.п., призванные как компенсировать недостатки государственной системы среднего образования, так и готовить учащихся к поступлению в вуз. Закон Российской Федерации об образовании (1992) зафиксировал право учащегося на домашнее образование с последующей государственной аттестацией. Большие возможности для распространения домашнего образования предоставляют новые педагогические технологии, в частности дистанционное обучение.

Домашнее образование за рубежом. В Великобритании в конце 20 века насчитывалось 12 тысяч учащихся, получавших домашнее образование, в 2005 - их число возросло до 20 тысяч. В США до начала 1980-х годов домашнее образование находилось вне закона и допускалось лишь для тяжелобольных детей, с 1993 оно стало нормой на всей территории США. Домашнее  образование получают, как правило, дети представителей малочисленных религиозных конфессий. В 1999 году домашним образованием было охвачено 850 тысяч детей, в 2003 - свыше 1 миллиона. По данным Ассоциации защиты домашних школ (Home school legal defence association), ежегодно число учащихся «домашних школ» увеличивается на 15%. Система домашнего образования функционирует более чем в 45 странах мира, в том числе в Австралии, Испании, Японии, Скандинавских странах и др. В Германии домашнее образование находится вне закона.

Лит.: Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Домашнее образование в России конца IX - начала XX в. // Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. 2-е изд. М., 2000; Ошеров В. Homeschooling и его уроки // Новый мир. 2001. № 7; Сергеева С. В. Домашнее образование в России в первой половине XIX в. // Педагогика. 2003. № 7.

Н. В. Кеворкова.