Домье Оноре
ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26.2.1808, Марсель - 10.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец, скульптор. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса, изучал старых мастеров в Лувре. В 1820-е годы Домье был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств, исполняя виньетки, титульные листы и т.п. (к 1822 относится первая литография - «Воскресенье»). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность.
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего - около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все - 1834). Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др.) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839; «Олимпийские боги», 1841; «Физиологии», 1841-42; «Служители правосудия», 1845-49; «Добрые буржуа», 1846-49, и др.). По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832; после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) - этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Реклама
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), поэтому закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов; в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж; «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания; серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др.), иногда обращается к мифологическим сюжетам; излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин - музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко - П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго; «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа, и динамичный мазок; колорит - сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе; «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. При жизни Домье его живопись была мало известна, и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Искусство Домье оказало большое влияние на позднейшую европейскую живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, немецких экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.
Лит.: Adhémar J. Н. Daumier. Р., 1954; Замятина А. Н. О. Домье. М., 1954; Калитина Н. Н. О. Домье. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Maison К. Е. Н. Daumier: Catalogue raisonné of the paintings, watercolours and drawings. L., 1968. Vol. 1-2; Georgel Р., Mandel G. Tout l’œuvre peint de Daumier. Р., 1972; Эсколье Р. О. Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Provost L., Childs Е. L. Н. Daumier. А thematic guide to the oeuvre. N. Y.; L., 1989; Laughton В. Н. Daumier. New Haven, 1996.
В. В. Стародубова.