Доминик де Гусман

ДОМИНИК де Гусман (латинский Dominicus; испанский Santo Domingo, Domingo de Guzman) (около 1170/1171, местечко Калеруэга, Кастилия - 6.8.1221, Болонья, Италия), основатель монашеского Ордена проповедников, святой католической церкви.

Происходил из богатой дворянской семьи Феликса де Гусмана и Хуаны де Аза, известной верностью христианским добродетелям [беатифицирована папой Римским Львом XII (1823-29) 1.10.1824]; два старших брата Доминика стали священниками [Антонио основал приют для бедных, Манес - член Ордена проповедников (с 1215), беатифицирован папой Римским Григорием XVI (1831-46) 2.6.1834]. С 7 до 14 лет Доминик воспитывался дядей-священником; около 1186 начал изучать философию и богословие в Университете Паленсии. Тогда же, следуя примеру старших братьев, избрал церковное поприще. По окончании обучения (около 1196) был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников г. Осма (Кастилия), придерживавшегося Устава святого Августина. В 1199 году сакристан кафедрального собора Осмы, в 1201 заместитель настоятеля. В 1203-04, будучи участником посольства в Данию в свите епископа Диего де Асеведо, посетил Южную Францию, где, как и в Северной Италии, распространилась ересь катаров. После второго путешествия в Данию (1205-1206) епископ Диего и Доминик решили посвятить себя проповеди среди язычников Северной Европы, обратившись за разрешением к папе Римскому Иннокентию III (1198-1216). Однако тот отказал им в просьбе и рекомендовал вернуться в Испанию. На обратном пути в марте 1206 в Монпелье епископ Диего и Доминик встретились с папскими легатами - цистерцианским аббатом Арнальдом и монахами Петром из Кастельнау и Раулем Фонфруадским, которым было поручено искоренение еретических течений на юге Франции. Тогда же епископ Диего сформулировал идею о проповеди образом жизни, непосредственно доказывающим верность евангельским идеалам, - как ответ на распространённое в среде катаров мнение, что подлинным проповедником Евангелия является лишь тот, кто придерживается апостольской бедности. Желая явить подобный пример, епископ Диего вместе с Домиником и тремя папскими легатами босиком отправились с проповедью, проводя публичные диспуты с еретиками в Сервьяне, Безье, Каркасоне и Монреале. В ноябре 1206 года папа Иннокентий III поддержал новый вид апостолата и наделил своих легатов правом разрешать и другим священникам и монахам проповедовать в такой форме.

Реклама

В конце 1206 - начало 1207 годов Доминик основал первую женскую монашескую общину в Пруйе, состоявшую преимущественно из обращённых из ереси женщин. Держась в стороне от военных действий Альбигойских войн, Доминик сосредоточился исключительно на проповеди в Тулузе. В 1213 году назначен викарием ин   спиритуалибус   епископства Каркассон. Отказавшись от двух предложений стать епископом, в 1214 году Доминик получил приход в г. Фанжо. После взятия Тулузы войсками графа С. де Монфора Доминик стремился превратить город в духовный центр своей проповеди. В апреле 1215 года принял решение об основании нового Ордена проповедников (Ordo Ргаedicatorum), который позднее был назван Орденом святого Доминика (доминиканцев).

Последние пять лет жизни Доминика связаны с деятельностью по укреплению и расширению влияния основанного им ордена. В 1217 году по просьбе Доминика папа Гонорий III распорядился направить в Тулузу для обучения и проповеди преподавателей и студентов из Парижского университета. Осознавая нестабильность политической ситуации в Лангедоке, Доминик стремился упрочить положение ордена в других частях Европы (прежде всего в Северной Франции и Испании). В конце декабря 1217 Доминик приехал в Рим, чтобы согласовать с курией пункты конституции ордена и получить признание права доминиканцев на повсеместную проповедь (всеобщий характер ордена утверждён папой Гонорием III в феврале 1218). Концом 1218-19 датировано пребывание Доминика в Испании (Саламанка, Сеговия), Париже, Милане, Болонье и, наконец, в Витербо, где Доминик получил папское поручение об основании женского монастыря при церкви Святого Сикста в Риме для реформирования римского женского монашества (основан в 1221). Под председательством Доминика в Болонье состоялись 1-й и 2-й генеральные капитулы ордена, на которых были определены его конституциональное устройство (май 1220) и первые орденские провинции (май 1221). Тогда же в Риме Доминик основал мужской доминиканский монастырь при церкви Святой Сабины.

Процесс канонизации Доминика начался в Болонье и Тулузе уже в 1233 году. В июле 1234 буллой папы Григория IX (1227-41) «Fons sapientiae», обнародованной в г. Риети, Доминик был причислен к лику святых. В июне 1267 мощи святого Доминика перенесены в реликварий монастыря Сан-Доминико в Болонье. День памяти в католической церкви - 8 августа.

Не сохранилось ни одного прижизненного изображения святого Доминика или его посмертной маски, известны только описания современников. В иконографической традиции он часто изображается с бородой в облачении доминиканского монаха - в белой рясе и чёрном плаще (скапулярии) с капюшоном. Наиболее частыми иконографическими атрибутами святого Доминика служат звезда около головы или непосредственно во лбу, книга (символизирует Священное Писание; чаще всего открыта на странице со словами «Идите и проповедуйте»), лилия (с 14 века) - символ чистоты. Нередко святого Доминика сопровождает собака с горящим факелом в зубах (иконографически обыгрывается схожесть звучания латинского Dominicani - доминиканцы и Domini canes - псы Господни). Более поздняя традиция (15 век) связывает со святым Домиником возникновение чёток и молитвенной традиции Розария.

Лит.: Barbieri С. Vita di San Domenico. Arezzo, 1922; Fenu Е. San Domenico. Brescia, 1926; Vicaire М. Н. Dominique et ses prêcheurs. Fribourg; Р., 1977; idem. Histoire de Saint Dominique. Р., 1982. Vol. 1-2; Cacciato Е. San Domenico di Guzman. Roma, 1979; Bedouelle G. Domenico. La grazia della parola. Roma, 1984; Abbrescia D. Le parole di S. Domenico. Bologna, 1986; Lippini Р. La spiritualitа domenicana. Bologna, 1987; D’Amato А. I Domenicani а Bologna. Bologna, 1988. Vol. 1-2; San Domenico. Il santo е la sua opera. Le preghiere. Bologna, 1994; Tugwell S. Notes on the life of St. Dominic // Archivium Fratrum Praedicatorum. 1995-1998, 2003. Vol. 65-68, 73; Petitot L. Н. Dominique de Guzman, un saint pour le XXe siècle. Р., 1997; Spiazzi R. San Domenico di Guzman. Biografia documentata... Bologna, 1999; Cattabiani А. Santi d’Italia. Mil., 2004. Vol. 1.

Е. В. Калиниченко.