Доннер Георг Рафаэль

Доннер (Donner) Георг РафаэльДОННЕР (Donner) Георг Рафаэль (крещён 25.5.1693, Эслинг, ныне в черте г. Вена - 15.2.1741, Вена), австрийский скульптор, медальер, ювелир. Один из крупнейших мастеров позднего барокко в Австрии; брат скульпторов Маттеуса (1704-56) и Себастьяна Антона (1707-63) Доннеров. Учился в Вене у придворного ювелира И. К. Преннера, венецианского скульптора Дж. Джулиани, после 1713 - у медальера Б. Рихтера. До 1720 посетил Флоренцию, Мюнхен и Дрезден (где работал у Б. Пермозера). Вначале занимался ювелирным делом (придворный мастер с 1724), создавал небольшие статуи, иногда восходящие к маньеристическим прототипам («Пьета», терракота, 1721, Национальная галерея, Прага, и др.). Работал в Вене, также в Зальцбурге (1725-28), Пресбурге (ныне Братислава, 1729-39). Декорировал  скульптурой (путти  и др.; 1725-26) парадную лестницу дворца Мирабель в Зальцбурге (архитектор И. Л. фон Хильдебрандт). Автор скульптурного декора собора Святого Мартина в Пресбурге (в том числе главный алтарь и группа «Святой Мартин и нищий»), аллегорических фигур для фонтанов «Андромеда» во дворе Старой ратуши (1740-41) и «Провидение» на площади Нового рынка в Вене (свинец, 1737-39; оригиналы - в Музее барокко, Вена), в которых влияние итальянского маньеризма совмещено с классицизирующей традицией. Создал также скульптурные группы «Апофеоз императора Карла VI» (мрамор, 1734, Австрийская галерея, Вена) и «Пьета» («Оплакивание Христа», 1740-41) для алтаря кафедрального собора в Гурке. Один из лучших портретистов эпохи (портреты: Карла VI, 1735, Художественно-исторический музей, Вена; гр. Альтханна, 1738-39, собрание Академии Художеств, Вена; оба - рельефы, мрамор).

Лит.: Blauensteiner К. G. R. Donner. 2. Aufl., W., 1947; Schwarz М. G. R. Donner, Kategorien  der  Plastik.  Мünch.,  1968; Diemer С. G. R. Donner:  Die  Reliefs.  Nürnberg,  1979; G. R.  Donner. (Kat.). W., 1993.