Достоевский Фёдор Михайлович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва - 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1877). Фамилия образована от названия родового села Достоево (ныне Ивановского района Брестской области, Белоруссия), пожалованного минским князем Ф. И. Ярославичем предку Достоевского - шляхтичу Даниле Ивановичу Ирцишчевичу (Арцишчевичу) в 1506 году. Отец Достоевского, Михаил Андреевич (1789-1839), из духовного сословия, служил штаб-лекарем в московской Мариинской больнице для бедных; в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831-33 приобрёл небольшие имения в Каширском уезде Тульской губернии - сельцо Даровое и соседнюю деревню Черемошню (тёплые детские воспоминания о летних поездках туда отразились в художественных произведениях и публицистике писателя). Достоевский запомнил отца как человека независимого, но угрюмого, вспыльчивого и подозрительного, жившего в ожидании несчастий, разорения, бедности. Выйдя в отставку в 1837 после смерти жены, отец Достоевского поселился в Даровом; в 1839, по устному преданию и воспоминаниям родственников, был убит своими крепостными крестьянами, по документам - умер от апоплексического удара. Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (из купеческого звания; урождённая Нечаева, 1800-37), была натурой поэтической и религиозной. В семье Достоевских было ещё шестеро детей: Михаил (М. М. Достоевский), Варвара (1822-93), Андрей (архитектор и мемуарист, 1825-97), Вера (1829-96), Николай (архитектор, 1831-83), Александра (1835-89). Дети росли в атмосфере строгости и благочестия, в семье царил культ русской истории и литературы. Первыми книгами Достоевского стали «Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового Завета», «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а также произведения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. В 1833 году Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; с осени 1834 по весну 1837 Достоевский и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. И. Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н. И. Билевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии. Потеряв в 1837 горячо любимую мать и пережив смерть Пушкина как личную утрату, Достоевский вместе со старшим братом по решению отца уехал в Санкт-Петербург и поступил в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами - артиллерией, фортификацией и так называемым фронтом: смотрами, парадами, маршами. Дружеское общение в узком кругу (в том числе с воспитанником Д. В. Григоровичем и художником К. А. Трутовским) проходило под знаком романтичной поэзии, творчества Ф. Шиллера, У. Шекспира.
Реклама
В 1839 году Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63). В начале 1841 Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм - «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 сообщал брату о работе над драмой «Жид Янкель». Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. С. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. В. Гоголь. По окончании курса (1843) и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 вышел в отставку и уволился в чине поручика.
Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 году переводом повести «Евгения Гранде» О. де Бальзака, которым он тогда особенно восхищался. В 1846 в альманахе Н. А. Некрасова «Петербургский сборник» был опубликован роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы (прежде всего, «Шинели» Н. В. Гоголя), но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» (М. М. Бахтин), станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Г. Белинским, определившим талант Достоевского как необыкновенный и самобытный, а его произведение - как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 между писателем и критиком наступило резкое охлаждение, закончившееся разрывом: Белинский не простил Достоевскому отход от гоголевского направления, измену социальной теме, категорически не приняв «фантастический» элемент и «манерность» его новых произведений, в частности повести «Двойник» (1846), где Достоевский дал психологический анализ расколотого сознания, феномена «двойничества». Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Н. Майков, заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» («Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847). Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров («Роман в девяти письмах», 1846), рассказ «Господин Прохарчин» (1846) о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), рассказ-очерк о шуте по доброй воле («Ползунков», 1848), сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты («Слабое сердце», 1848), водевильный рассказ об обманутом муже («Чужая жена и муж под кроватью», 1848), очерк-фельетон «Честный вор» (1848), фельетон «Ёлка и свадьба» (1848), а также повесть о мечтателях «Белые ночи» (1848) и незавершённый роман «Неточка Незванова» (1849), в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей.
Конфликт с В. Г. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. В 1846 он познакомился с семьёй Майковых, посещал литературно-философский кружок братьев Ал. Н. Бекетова, А. Н. Бекетова и Н. Н. Бекетова, с 1847 - «пятницы» М. В. Петрашевского; сблизился с радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23.4(5.5).1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. 22.12.1849(3.1.1850) Достоевский вместе с другими петрашевцами пережил на Семёновском плацу в Санкт-Петербурге обряд приготовления к расстрелу - в уверенности, что приговор приведут в исполнение (о своих переживаниях перед лицом неминуемой смерти Достоевский расскажет в романе «Идиот», 1868, и в «Дневнике писателя», 1873). В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов (они подарили ему Евангелие, которое Достоевский бережно хранил всю жизнь). С января 1850 по 1854 Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге, в январе 1854 был зачислен солдатом в Сибирский линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с родными. В 1855 он произведён в унтер-офицеры, в 1856 после длительных хлопот сибирских и петербургских знакомых - в прапорщики.
Весной 1857 Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. В 1857 брат Михаил опубликовал в Санкт-Петербурге рассказ «Маленький герой», созданный Достоевским в Петропавловской крепости. 6(18).2.1857 Достоевский женился на М. Д. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с запретом въезда в обе столицы). В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 из Твери Достоевский с женой и пасынком П. А. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них - лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и, в конце концов, безрадостного зла» (Д. С. Святополк-Мирский), - один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла молчанием сибирские произведения Достоевского, а Н. А. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать.
Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65), сотрудниками которых стали критики Н. Н. Страхов и А. А. Григорьев, дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» (1861), утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» (1861-62), отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен Достоевский формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, Достоевский ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» (1861) Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против «искусства для искусства», так и против «утилитаризма» в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) Достоевский остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал.
Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» (1864), утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» (М. М. Бахтин), сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека», выразился протест Достоевского против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими.
Летом 1862 Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. И. Герценом. В 1863 Достоевский вторично выехал за границу, в Париже встретился с А. П. Сусловой, драматические отношения с которой (1861-66) найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского (1862-71): рулетка захватила его целиком. В 1864 умерла от чахотки жена Достоевского; в том же году скоропостижно скончался брат Михаил и Достоевский взял на себя долги по журналу «Эпоха».
В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» (1866) - «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. П. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» (1866). В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Г. Сниткину, которая зимой 1867 стала его женой. Новая женитьба принесла Достоевскому семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 до лета 1871, спасаясь от кредиторов, Достоевский с женой жил за границей - в Германии, Швейцарии, Италии. В 1868 у Достоевского родилась дочь Софья, прожившая всего 3 месяца, затем - дочь Любовь (1869-1926), ставшая впоследствии писательницей; позднее в России в 1871 родился сын Фёдор, в 1875 – сын Алексей, умерший в трёхлетнем возрасте от эпилепсии.
В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» (1868), идея которого, по словам Достоевского, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин (в черновиках «Князь Христос»), наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» - прощения и сострадания - оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея.
К 1869-70 годам относится замысел неосуществлённой эпопеи «Житие великого грешника», идеи которой преломились в последующих романах Достоевского. В 1870 опубликован большой, приближающийся по объёму к роману рассказ «Вечный муж», одно из наиболее «жестоких» произведений Достоевского, - об изощрённой мести обманутого и страдающего мужа любовнику своей покойной жены. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы - франко-прусской войны 1870-71 и Парижской коммуны 1871; пытался осмыслить брожение в рядах русской революционной эмиграции, всматривался в бурное развитие европейского анархизма, возглавляемого М. А. Бакуниным; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Г. Нечаева. «Нечаевское дело» дало непосредственный импульс к созданию романа «Бесы» (1871-72), задуманного как памфлет. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840-60-х годов, петрашевцы, фигуры В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Т. Н. Грановского, П. Я. Чаадаева. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции - эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла.
В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 Достоевский с семьёй провёл в Старой Руссе (Новгородская губерния), приезжал сюда и в дальнейшем; в 1876 здесь им был приобретён дом. Став редактором газеты-журнала «Гражданин», Достоевский с 1873 начал осуществлять давно задуманную идею «Дневника писателя», выходившего с 1876 отдельными выпусками (с перерывами во время работы над романами «Подросток» в 1874-75 и «Братья Карамазовы» в 1878-79) до самой смерти Достоевского. Имевший большой успех «Дневник писателя» - «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» (1873) в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана, являющийся по своим идеям («всё позволено», если нет Бога), темам («бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др.), скандальности ситуации «микрокосмом» (М. М. Бахтин) всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» (1876) - монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося (в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода - представить стенограмму внутреннего монолога героя); «Сон смешного человека» (1877), восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» - «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения («главное - люби других, как себя»).
Весной 1874 Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс (поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879). В 1875 вышел роман «Подросток», отразивший влияние традиции так называемого романа воспитания: главный герой, одержимый русской тоской по общечеловеческой правде, ищет в «беспорядке» русской жизни руководящие ориентиры, жаждет внутренним чутьём понять, что есть добро и зло.
Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» (1879-80), органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития, поучения, философской притчи, исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века - противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека - проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России - таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа - притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления Достоевского о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности - оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе - страдание» (Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С.171).
Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве [6(18) - 8(20).6. 1880]. Речь Достоевского - его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января (с 6 на 7 февраля) 1881 у Достоевского пошла горлом кровь, через два дня он скончался; похоронен 31 января (12 февраля) в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа.
Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»); в этой вере - квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» (И. Ф. Анненский), выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда - преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства.
Достоевский, по словам М. М. Бахтина, - создатель полифонического романа, который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой - идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» Достоевского состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний. Потому и слово автора о герое - это слово о присутствующем и могущем ему ответить, «оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем» (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979. С. 20-21, 55, 74).
Творчество Достоевского - наследника русской классики органически вобрало в себя опыт европейской литературы (прежде всего традиции О. де Бальзака, В. Гюго, Ч. Диккенса); оно стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, оказало большое влияние на искусство, философию, общественной мысль 20 века.
Соч.: Полн. собр. соч. СПб., 1865-1870. Т. 1- 4; Полн. собр. соч. СПб., 1882-1883. Т. 1-14; Письма. 1832-1881: В 4 т. М.; Л., 1928-1959; Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
Лит.: Шестов Л. Достоевский и Ницше: (Философия трагедии). СПб., 1903; Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916; Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). П., 1921; Анциферов Η. П. Петербург Достоевского. П., 1923; Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923; Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Творческий путь Достоевского. Сб. ст. Л., 1924; Гроссман Л. Поэтика Достоевского. М., 1925; он же. Жизнь и труды Φ. М. Достоевского. М.; Л., 1935; он же. Достоевский. 2-е изд. М., 1965; Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. 3-е изд. М.; Л., 1928; Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. 1506-1933. М., 1933; Бельчиков Η. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. М.; Л., 1936; Достоевский в русской критике. Сб. ст. М., 1956; Долинин А. С. Последние романы Достоевского. М.; Л., 1963; Зунделович Я. О. Романы Достоевского. Таш., 1963; Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л., 1964; он же. Достоевский и мировая литература. М., 1979; Fanger D. Dostoevsky and romantic realism: A study of Dostoevsky in relation to Balzac, Dickens and Gogol. Camb., 1967; Достоевский. Материалы и исследования. Л.; СПб., 1974-2005. Т. 1-17; Нечаева В. С. Журнал М. М. и Φ. М. Достоевских «Эпоха». М., 1975; Ветловская В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977; она же. Роман Φ. М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988; Holquist М. Dostoievsky and the novel. Princeton, 1977; Бахтин Μ. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979; Мочульский К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1980; Туниманов В. А. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л., 1980; он же. Φ. М. Достоевский и русские писатели XX в. СПб., 2004; Miller R. F. Dostoevsky and «The Idiot»: Author, narrator and reader. Camb., 1981; Morson G. S. The boundaries of Genre: Dostoevsky ‘s diary of a writer and the traditions of literary utopia. Austin, 1981; Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987; Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI в. М., 1989; Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1990. Т. 1-2; Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Φ. М. Достоевского // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990; Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990; она же. Достоевский в созвучиях и притяжениях: от Пушкина до Солженицына. М., 2006; Селезнев Ю. И. Достоевский. 3-е изд. М., 1990; Волгин И. Л. Последний год Достоевского. 2-е изд. М., 1991; Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1993-2006. №1-21; Jackson R. L. Dialogues with Dostoevsky. Stanford, 1993; Джексон P. Л. Завещание Достоевского. М., 1995; Топоров В. Н. «Господин Прохарчин»: К анализу петербургской повести Достоевского // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995; Белов С. В. Φ. М. Достоевский и его окружение: Энциклопедический словарь: В 2 т. СПб., 2001; Scanlan J. P. Dostoevsky the thinker. Itaka; L., 2002; Бэлнеп P. Генезис романа «Братья Карамазовы». СПб., 2003; Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 2003; Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Φ. М. Достоевского. М., 2005; Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон!»: Роман Φ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. СПб., 2005.
Л. И. Сараскина.