Дуччо ди Буонинсенья

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ (Duccio di Buoninsegna) [около 1255(?), Сиена – до 3.8.1319, там же], итальянский живописец. Один из крупнейших мастеров Проторенессанса, основоположник сиенской школы 14 века. Впервые имя Дуччо ди Буонинсенья упоминается в связи с украшением деревянных ларей (1278) и книжных переплётов (1279). Видимо, Дуччо ди Буонинсенья начинал как миниатюрист, о чём свидетельствуют его ранние иконы с изображением Мадонны с Младенцем («Мадонна Креволе», Музей собора, Сиена; «Мадонна францисканцев», Пинакотека, там же), которые отличаются мягкостью линий контура, напоминая сиянием нежных тонов и мерцанием золота драгоценные эмали. Характер ранних работ Дуччо ди Буонинсенья выдаёт влияние византийской и итальянской византинизирующей (Гвидо да Сиена) живописи того времени, а также знакомство с творчеством Чимабуэ, Никколо и Джованни Пизано. Разнообразие источников, которыми пользовался Дуччо ди Буонинсенья (в частности, французского готического миниатюра и витраж), заставляет предполагать, что он путешествовал во Францию, Рим и Ассизи.

Реклама

ДуччоДуччо ди Буонинсенья соприкасался с флорентийской школой, что подтверждает его «Мадонна Руччелаи» (1285, галерея Уффици, Флоренция), созданная для церкви Санта-Мария-Новелла. Вытянутый по вертикали со щипцовым завершением алтарный образ был одним из крупнейших для того времени. Его профилированную раму украшает орнаментальная полоса, в которую включены круглые медальоны с бюстами библейских персонажей: эти маргинальные изображения впервые связаны с центральным образом в единую иконографическую программу. Образ «Мадонны с Младенцем» при всей своей монументальности полон мягкого лиризма, созвучного мистической религиозности сиенцев и поэтическому языку проповедей святого Бернардина Сиенского и посланий святой Екатерины Сиенской. Несмотря на объёмность архитектурных деталей (трон и его постамент) и фигур, пространственная среда отсутствует, абстрактный золотой фон и орнаментальная графичность рисунка подчёркивают плоскостность всей композиции.

Центральным произведением в творчестве Дуччо ди Буонинсенья стал полиптих «Маэста» для главного алтаря собора в Сиене (1308-11, Музей собора), создающий образ Мадонны с Младенцем как Царицы Небесной и покровительницы Сиены. Для него Дуччо ди Буонинсенья разработал новый тип грандиозного двустороннего полиптиха в резном готическом обрамлении (утрачено) с повествовательными пределлами и пинаклями (ныне разрознены и находятся в разных музеях). В центральной части лицевой стороны представлена Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых покровителей Сиены. В пределле сцены из детства Христа чередовались с фигурами пророков, пинакли украшены сценами из Богородичного цикла (последние находились непосредственно под окном с витражами, также посвящёнными Богоматери, рисунок которых приписывают Дуччо ди Буонинсенья). Благодаря монументальности композиции, изысканной прихотливости линий, звучности насыщенных цветовых тонов, богатому узорочью одежд на лицевой стороне полиптиха создаётся образ торжественного предстояния у подножия небесного трона. На оборотной стороне Дуччо ди Буонинсенья развернул историю Страстей Христовых, состоящую из 26 небольших сцен, среди которых своим вертикальным форматом выделяются «Вход в Иерусалим» и «Распятие». В пределле изображены чудеса и проповеди Христа, на пинаклях - события после Его воскресения. Всё многообразие разноформатных сцен с их пространственными пейзажными и архитектурными фонами, смелыми ракурсами фигур и повествовательными подробностями связано в единый живописный ансамбль, создающий эффект поэтического рассказа.

Дуччо ди БуонинсеньяДуччо ди Буонинсенья создал собственный стиль, развивающий абстрактный символизм византийского искусства в сторону большей достоверности и эмоциональной выразительности готики. Искусство Дуччо ди Буонинсенья положило начало той традиции религиозной живописи ренессансной Италии, которая была ориентирована на мистическое проникновение в суть евангельской истории и на эмоциональное сопереживание мученической смерти Христа. Оно оказало большое влияние на сиенскую школу живописи. Среди учеников Дуччо ди Буонинсенья были Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нери и С. Мартини; возможно, у него учились братья Лоренцетти.

Лит.: Brandi С. Duccio. Firenze, 1951; Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Stubblebine J. Н. Duccio di Buoninsegna and his school. Princeton, 1979. Vol. 1-2; White J. Duccio: Tuscan art and the meedieval workshop. L., 1979; Ragioneri G. Duccio. Catalogo completo dei dipinti. Firenze, 1989; La Maestà di Duccio restaurata. Firenze, 1990; Carli Е. Duccio. Mil., 1999.     

В. Д. Дажина.