Дун Чжуншу

Дун Чжуншу ДУН ЧЖУНШУ (190 или 179 до нашей эры, Гуанчуань, ныне уезд Хэншуй провинция Хэбэй - 120 или 104 до нашей эры), китайский философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии; один из лидеров «школы канонов в современных знаках». Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэцзюй) - важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала 20 века. Преподавал в императорской Высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня. Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным его составителями «Чунь цю фань лу» («Обильные росы/ самоцветы [смыслов] "Вёсен и осеней"», немецкий перевод 6 первых глав - Р. Гасманн, 1988), а также включёнными в посвящённую Дун Чжуншу главу 56 «Книги [об эпохе] Хань» («Хань шу») тремя докладами о небе и человеке («Тянь жэнь сань цэ»).

Реклама

Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и иньян цзя. По Дун Чжуншу, всё в мире происходит из «первоначала» (юань), аналогичного «великому пределу» (тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется, прежде всего, в последовательном возобладании противоположных сил инь и ян и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы - инь и ян, у син - были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет небо и землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, всецело аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (смотри Mo цзя), Дун Чжуншу наделял Небо (тянь) «духом» и «волей», которые оно, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.

Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «индивидуальной природы» человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи: 1) подчиняясь универсальному дуализму сил инь и ян, человеческая «природа» делится на добротворную (ян) природу и злотворную (инь) чувственность (цин); 2) «добро» (шань) как атрибут человеческой «природы» имеет относительный характер: человеческая «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних - иная, нежели у «ничтожных»; 3) «добро» потенциально присуще человеческой «природе», которая от рождения обладает «добрым началом»: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка её как потенциально «доброй» - с Мэн-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке - с Сюнь-цзы. В последнем пункте Дун Чжуншу соглашался со своими политическими противниками - легистами (смотри Легизм), одобряя их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.

Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трёх этапов («династий»), символизируемых цветами - чёрным, белым, красным - и добродетелями: «преданностью», «почтительностью», «культурой» (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 век нашей эры) вывел историософское учение о «трёх эрах», популярное вплоть до Кан Ювэя.

Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека»: не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землёй и человеком, соответственно постижение дао - главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй - подчинённую силу инь. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя, отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.

Соч.: Дун-цзы вэнь цзи // Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937; Чунь цю фань лу / Пер. А. С. Мартынова // Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990.

Лит.: Franke О. Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion. Hamb., 1920; Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Bujard М. La vie de Dong Zhongshu: énigmes et hypothèses //Journal Asiatique. 1992. Vol. 280. № 1/2; Queen S. А. From chronicle to canon: the hermeneutics of the Spring and autumn, according to Tung Chungshu. Camb.; N. Y., 1996. Смотри также литературу при ст. Конфуцианство.

А. И. Кобзев.