Дуньхуан
ДУНЬХУАН, исторический город в западной части провинции Ганьсу (Китай). Население 127,5 тысяч человек (2007). Основан по приказу императора У-ди в 111 году до нашей эры как центр одноимённого округа. С 317 года нашей эры Дуньхуан входил в состав различных государств, возникавших на севере Китая, в 400 году стал столицей государства, созданного Ли Гао и разгромленного сюнну в 420. В 421 Дуньхуан заняли войска китайского государства Северный Лян, в 439 область вошла в состав Северного Вэй, в 557 - Северного Чжоу. В конце 6 века провинция Дуньхуан стала частью империи Суй, в 605-609 сюда была направлена комиссия для изучения возможностей торгового пути на запад. К 640 году Дуньхуан был включён в состав империи Тан. В 781 Дуньхуан и ряд других земель захватили тибетцы (тобо). В 848 они были изгнаны в результате войны, начатой местным богачом Чжан Ичао, основавшим в 866 династию правителей Дуньхуан; в 907, после падения империи Тан, Чжан Чэнфэн создал здесь государство, но в 911 году стал вассалом уйгурского государства Кочо. С 1036 Дуньхуан контролировали племена западных цянов, затем - государство тангутов Западного Ся. В 1227 Дуньхуан захватили монголы, в 1271 город включён в государство Юань (с 1281 часть провинции Ганьсу). С 1403 в составе государства Мин; после закрытия Китая для иностранцев Дуньхуан в 1524 потерял значение важного перевалочного пункта. Был одним из узловых пунктов Великого шёлкового пути, одним из центров буддизма. Правители Дуньхуан обладали большой степенью независимости, особенно в периоды ослабления или распада империй.
Реклама
К юго-востоку от Дуньхуан, на восточном склоне скального массива Миншашань, расположен пещерный буддийский монастырский комплекс, именуемый Цяньфодун («Пещеры тысячи Будд») или Могао. Судя по надписи на стене одной из пещер, он основан монахом Лэцзунем в 366 (по другим источникам, в 362, 353, в начале 3 в.), строительство продолжалось до 14 века (уже к 698 было более 1000 помещений); создавался под влиянием школ центрального Китая, индийской, иранской, центрально-азиатской традиций. Затем монастырь был заброшен и засыпан оползнями, благодаря чему в сухом климате пустыни многое сохранилось. Вновь обнаружен буддийским монахом Ван Юаньлу в 1900 году, исследовался многими экспедициями, в том числе А. Стейна, П. Пеллио, С. Ф. Ольденбурга и др. (вывезенные тогда находки составили богатейшие коллекции во многих научных центрах за пределами Китая), в 1944 создан Институт по изучению Дуньхуан, в 1984 - Академия, ведущие систематические археологические и реставрационные работы. Сейчас известны: 494 пещеры, расположенные в 4-5 ярусов на протяжении более чем 1000 м; более 40 тысяч рукописей, ксилографий, эпиграфических и других памятников китайской, хотано-сакской, согдийской, тохарской, тибетской, древнетюркской, уйгурской письменности (хозяйственные и административные документы, религиозные, литературные, исторические, музыкальные произведения и т. д.); 45 тысяч м2 настенной живописи; около 2400 полихромных скульптур; рисунки на шёлке; ткани (в том числе китайские, на которых отмечены место изготовления, размер, вес, цена куска); захоронения костей монахов в урнах-шкатулках и др.
Росписи пещер выполнены клеевыми красками по сухому грунту. Для росписей 5-6 века характерны красно-коричневый фон, горизонтальная фризовая композиция с лаконичными и динамичными изображениями на сюжеты «Джатаки» и др. С 7-8 века в росписях начали преобладать белый фон и панорамные пространственные построения, в которых в рамках темы райской страны Будды Амитабхи всё большее место занимала пейзажная и бытовая тематика. Примитивность и стилистическая неоднородность ранних росписей сменилась утончённо-элегантным стилем письма, а мрачный экспрессивный колорит - светлой цветовой гаммой. Все персонажи приобрели местные этнические черты. Драматизм религиозных исканий отступил перед традиционной китайской этикой «срединного пути». Росписи 10-14 веков свидетельствуют о глубокой и всесторонней китаизации исходной индийской и центрально-азиатской буддийской иконографии. Пещерный комплекс включён в список Всемирного наследия.
Дуньхуан является туристическим центром (в 2006 посетило около 1,2 миллиона человек), развивается сфера услуг.
Лит.: Akiiyama Т., Matsubara S. Arts of China. Tokyo, 1972. Vol. 2: Buddhist cave temples. New researches; Art treasures of dunhuang. Hong Kong, 1981 ; The art of Central Asia / Ed. R. Whitfield. Tokyo, 1982-1985. Vol. 1-3; Меньшиков Л. Н. Список работ по дуньхуановедению, опубликованных российскими учеными // Петербургское востоковедение. СПб., 1993. Вып. 4.
В. Г. Белозёрова, М. Ю. Ульянов.