Движения социальные

ДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ, коллективное действие, которое характеризуется согласованными усилиями отдельных индивидов и/или групп, общими идеями и представлениями его участников, а также общей задачей реализовать собственные интересы и добиться определённых изменений (или же воспрепятствовать им) в той или иной сфере общественной жизни. Движения социальные в отличие от ряда других форм гражданского общества имеют неформальный характер, то есть развиваются вне существующей системы политических институтов. Однако в ходе своего развития они так или иначе решают задачу собственной институционализации, то есть своего организационного закрепления в обществе и нахождения устойчивых способов влиять на процесс подготовки и принятия решений в политике, социальной сфере, экономике, когда это затрагивает «их» зону ответственности.

Возникновение и развитие движений социальных определяется целым рядом макросоциальных обстоятельств. По Н. Дж. Смелзеру, это: 1) особенности социальных институтов в политике, экономике, общественном управлении и т. д., препятствующие или стимулирующие развитие движений социальных; 2) существование структурного напряжения - неопределённости, двусмысленности или прямого столкновения интересов разных социальных групп; 3) распространённость «обобщённых верований», в которых кристаллизуется недовольство некоторой ситуацией, объясняются причины её возникновения, отражаются притязания недовольных, а также их представления о необходимых мерах и действиях; 4) эффективность социального контроля, способность социальных институтов (в том числе структур власти) адекватно реагировать на социальные вызовы; 5) катализирующие факторы в виде значимых событий в стране или мире, увязанные в сознании людей с некоторой проблемной ситуацией и провоцирующие активную реакцию индивидов и целых групп. Наконец, развитие движений социальных напрямую зависит от способности и готовности социальных групп и отдельных людей к мобилизации.

Реклама

Данные предпосылки способны вызывать самые разные формы социальной активности. Но движения социальные следует отличать, с одной стороны, от организованных политических мероприятий (например, избирательная кампания), с другой - от стихийных форм массового поведения (толпа, мода, миграция, бунт). Для этого выделяют несколько компонентов, имеющих специфику в случае движения социального и определяющих особенностей их внутренней динамики. К таковым относят:

1) сектор движения социального - определённый сегмент социально-политической системы или общественной структуры, в рамках которого развиваются инициативные действия, ограничивающие монополию власти на контроль общественных взаимодействий;

2) организованность движений социальных - способность участников координировать свои действия и намерения, основанная на неформальных, относительно устойчивых сетевых взаимодействиях и нефиксированном членстве; с развитием электронных технологий важным ресурсом движений социальных становится коммуникация через Интернет;

3) лидерство, которое в движениях социальных, как правило, относится к харизматическому типу, т. е. основано на авторитете, на признании за человеком или группой лиц исключительных способностей, без которых невозможна реализация целей движений социальных;

4) широкий «репертуар действий» - от силовых и конспиративных (терроризм, революционные перевороты) до мирных и легальных (демонстрации, судебное разбирательство). В целом выбор действий определяется не столько склонностями участников, сколько имеющимися политическими ресурсами, а также ответными действиями властей;

5) идеология движений социальных, с одной стороны, представляет собой динамичный набор утверждений и требований, проблематизирующих некоторую ситуацию, а с другой - связана со способом мышления и ценностями социальной группы (групп), составляющих конкретное движение социальное. Основная функциональная задача идеологии движений социальных - создание групповой идентичности и мобилизации участников;

6) участникам движений социальных свойственна устойчивая идентификация себя как представителей некоторой общности, принадлежность и участие в деятельности которой являются для них эмоционально, ценностно и мировоззренчески значимыми. Идентичность в движениях социальных в развитой форме выражается в феномене солидарности;

7) ещё один отличительный компонент движений социальных - мобилизация. Это не только действия по привлечению сторонников, сосредоточению сил и ресурсов (экономических, медийных, политических, ресурса участия и солидарности) для прямого достижения поставленной цели, но также и способ развития движений социальных, т.к. мобилизация одновременно и стимулирует внутригрупповую динамику, и изменяет более широкий социальный контекст, в котором формируются общественные инициативы.

В разные эпохи природа и механизмы движений социальных существенно отличались в связи с фундаментальными структурными и политическими характеристиками обществ и с ходом таких исторических процессов, как промышленная революция, урбанизация, индустриализация, модернизация, трансформация политических систем, глобализация и т. д. движений социальных могут действовать как в пределах одной страны, так и вне государственных и национальных границ. Принято различать «старые» (традиционные) и «новые» движения социальные. К «старым» движениям социальным относятся движения представителей какого-либо сегмента социальной структуры. Их деятельность фокусируется на реализации интересов соответствующего класса, сословия, профессиональные группы и т.д. (например, рабочее движение, национальные движения). «Новые» движения социальные не имеют жёсткой и определённой социоструктурной прописки, рекрутируют сторонников из всех естественных подразделений общества и претендуют на выражение универсальных ценностей, имеющих значение «для всех людей» (например, экологическое движение, движение против абортов, альтернативные движения). С конца 20 века многие «старые» движения социальные под влиянием процессов глобализации начинают трансформироваться, приближаясь по типу, механизмам своего развития к «новым» движениям социальным.

К числу наиболее известных движений социальных можно отнести рабочее движение, связанное с борьбой промышленных рабочих за свои экономические и политические права. Известно в европейских странах начиная с 18 века (смотри Тред-юнион). К этому типу движений социальных причисляют целый ряд феноменов - чартизм, анархо-синдикализм, революционное рабочее движение, социал-демократию, профсоюзное движение и т. д. Наряду с международным рабочим движением принято выделять страновые рабочие движения, появлявшиеся в разных странах по мере их индустриального развития.

Женское движение - борьба женщин за равные с мужчинами права в экономической, общественно-политической и культурной областях. Первые ростки этого движения социального принято связывать с такими историческими событиями, как Война за независимость в Северной Америке и Великая французская революция («Декларация прав женщины и гражданки» О. де Гуж, 1791), однако общественно-политическая и литературная активность женщин существовала уже во времена Английской революции 17 века, в частности, в связи с обсуждавшейся тогда проблемой женского образования. Законодательный проект Дж. С. Милля о равных избирательных правах женщин и мужчин (1867) стал толчком к появлению феминистского движения в Великобритании: женские организации в большей мере стали ориентироваться на выдвижение политических задач и одновременно на установление международных связей (Международный совет женщин, суфражистки). Со 2-й половины 20 века международные женские организации участвуют в деятельности ООН.

Движение за гражданские права негров (аболиционизм) разворачивалось в США с 18 века. Борьба за отмену рабства стала существенным фактором в Гражданской войне в США 1861-65. В 20 веке значимыми событиями были создание Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (1909), формирование доктрины негритюда (1920-30), появление в ответ на расовую сегрегацию в 1950-60-х годов движения «Власть чёрным» и радикальной организации «Чёрные пантеры», деятельность М. Л. Кинга и его убийство.

Антивоенное движение связано с осуждением войн и политики, ориентированной на войну, с пропагандой пацифизма, разоружения, права человека не участвовать в военных действиях и не служить в армии. Сформировалось в конце 19 века, хотя антивоенные выступления имели место и ранее (например, во времена наполеоновских войн). Широко развернулось накануне 1-й мировой войны во Франции, Германии, США и других странах, в некоторых из них поддерживалось рядом христианских деятелей (религиозный пацифизм), женским движением (Международный женский совет, Международный женский суфражистский альянс). После 2-й мировой войны возникли национальные антивоенные организации, развивавшие, в том числе и международную активность при поддержке коммунистических и рабочих партий (Всемирный Совет Мира). В конце 1960-х годов его развитие связано с протестами против войны во Вьетнаме. К началу 21 века существует множество организаций, выдвигающих, в том числе и антивоенные требования: Международная амнистия, Международная правозащитная организация, Врачи за соблюдение прав человека, Международное движение по запрещению противопехотных мин и др.

В конце 1960-х - 1970-е годы развернулось движение «Новых левых». Начавшись со студенческих волнений в университетах США и Франции, оно стало принимать в себя самые разные течения, как сформировавшиеся ранее (женское движение, движение негров за гражданские права), так и «новые». В числе «новых» - молодёжная музыкальная  контркультура, движение битников и хиппи, движение коммун. Общая направленность «новых левых» - сопротивление репрессивной культуре, рациональному обществу и авторитарному государству.

Экологическое движение появилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Его специфика - ориентация на поддержку оптимального функционирования экосистемы и снижение негативного антропогенного воздействия на среду обитания как на локальном, так и на планетарном уровне. К началу 21 века экологические движения на постоянной основе входят в состав международных организаций, участвуют в международных программах ООН (например, ЮНЕСКО), в некоторых странах преобразовались в политические партии (смотри, например, «Зелёные»).

Движение антиглобалистов возникло на исходе 20 века как реакция на усиление властных притязаний мировой бюрократии и распространение ТНК, которые стимулируют процессы глобализации в отрыве от стратегических интересов отдельных людей, сообществ и народов, руководствуются принципами экономической и политической целесообразности и развиваются вне зоны общественного контроля. Первые объединения возникли в Мексике, Франции и США в середине 1990-х годов: People’s Global Action (ГАН), The Ruckus Society, Reclaim the Streets, Action pour une Taxe Tobin d’Aide aux Citoyens (ATTAC), но уже в конце 20 века движение стало международным: акции ГАН проходили примерно в 20 странах, организации АТТАС существовали более чем в 40 странах. С 2001 года в Порту-Алегри (Бразилия) прошёл Всемирный социальный форум. В начале 21 века движение представляет совокупность самых разных в идеологическом отношении организаций, движений и общественных инициатив - экологических, женских, национальных, по защите трудовых и гражданских прав, прав на информацию и т. д. Основные проблемы антиглобалистского движения - участие в нём политиков и политических партий, ТНК, борьба антифашистов и неофашистов, соотношение силовых и ненасильственных акций.

В социологии исследование движений социальных стало самостоятельным направлением в 1960-х годах. В нём выделяют три подхода.

В теориях коллективного поведения движения социальные рассматривались как результат взаимодействия индивидов в специфических условиях социальной напряжённости (Г. Блумер, Дж. Дейвис, Т. Гарр, Н. Дж. Смелзер, Р. Тернер, Л. Киллиан). В контексте теорий массового поведения, относительной депривации, массового общества, психологии толпы движения социальные являлись признаком временной дисфункции социальной системы: спонтанные и непредсказуемые, они возникают как реакция депривированных групп на внезапные и болезненные перемены. В этом случае социальная активность строится не на представлениях о цели, а на аффекте и эмоциональном возбуждении, люди не управляются социальными нормами и предпочитают насильственные действия.

Теории коллективного действия (мобилизации ресурсов) построены на предположении о рациональном характере движений социальных (Дж. Маккарти, М. Залд, М. Олсон, Ч. Тилли, Э. Обершаль, С. Тарроу, Д. Макадам). Коллективное действие рассматривается в них как планируемое, в котором участники определяют цели и стратегии, оценивают свои возможности, издержки и предполагаемый эффект действия. С точки зрения модели рационального выбора, теории мобилизации ресурсов, концепции политического процесса и политического участия коллективные формы действия зависят от экономических, политических и организационных возможностей движения, а также от специфики макросоциальных процессов. Движения  социальные самим фактом своей мобилизации стремятся оказать давление на властвующие группы, поскольку реагируют на неспособность политических институтов управлять определёнными сферами жизни и отзываться на общественные требования.

В рамках теории «общества риска», теории идентичности, теории субъектности (агентности) рассматриваются основания «новых» движений социальных (Ю. Хабермас, А. Мелуччи, А. Турен, Дж. Коэн, Дж. Коулмен). Постиндустриальные общества сталкиваются с рисками новой природы, но не умеют ответственно, не партикулярно и рефлексивно оценивать их, и «новые» движения социальных принимают на себя ответственность за критику доминирующих идеологий, противодействие феномену анонимной ответственности и доминированию частных интересов, конъюнктурно сфокусированных на задачах сегодняшнего дня и близкой выгоде. Поэтому в развитии «новых» движений социальных особую важность приобретают две проблемы: формирование идентичности, основанной на способности участников движения преодолевать предзаданность своего мировоззрения и узость интересов, а также на соотнесении себя с целями и ценностями «общечеловеческого масштаба»; формирование субъектности - не просто способности действовать, но способности устанавливать правила в значимой для целей движения системе отношений и принуждать партнёров и контрагентов считаться с ними при принятии решений и ведении дел.

Лит.: Smelser N. Theory of collective behavior. N. Y., 1963; Tilly Ch. From mobilization to revolution. Reading (Mass.), 1978; Jenkins С. Resource mobilization theory and the study of social movements // Annual Review of Sociology. 1983. Vol. 9. Р. 527-553; Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993; The Blackwell companion to social movements / Ed. by D. А. Snow, S. А. Soule, Н. Kriesi. Malden, 2004.

И. А. Климов.