Дворец

Дворец ДВОРЕЦ (от «княжий двор» - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально - резиденция властителя или представителей высших слоёв общества; со средних веков - также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 века - особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцовой архитектуры разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Уже в ранних цивилизациях - государств  Древнего Востока и  восточной части Средиземноморья - строительство дворцов было во многом связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Во дворцах древнеегипетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 век до нашей эры) превалировали помещения для приёмов и церемоний; дворцы крито-микенской эпохи (Кносский дворец на острове Крит, 20-15 века до нашей эры) представляли собой сложную архитектурно-пространственную композицию, включавшую множество дворов, парадных, жилых и хозяйственных помещений. От персидских дворцов (в Персеполе, 6-4 века до нашей эры) сохранились руины торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

Реклама

Дворец Новая фаза в развитии архитектуры дворцов начинается с постройки дворца римского императора Августа (14 нашей эры); за ним последовали дворцы других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме (отсюда латинское название дворца - palatium, лёгшее в основу соответствующих терминов во многих языках - итальянский palazzo, французский palais, испанский palacio, английский palace, немецкий Palast, русский - палаты и др.). Римские дворцы отличались симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 век нашей эры), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, создававшими стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 век нашей эры). Величественные руины этих дворцов поражают размахом и монументальностью. По образцу римских дворцов строились резиденции императоров и их наместников в европейских, азиатских и африканских провинциях (дворец Диоклетиана в Сплите, около 300), а позднее также на территориях, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [Большой дворец (4-6 века) и Буколеон (5-8 века) в Константинополе].

Дворец С развитием средневековых городов-республик в Европе (прежде всего в Италии) появились дворцы органов муниципального самоуправления и должностных лиц (Палаццо Публико в Сиене, Дворец дожей в Венеции, Палаццо Веккьо во Флоренции), также богатых и знатных горожан (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции). На развитие дворцовой архитектуры Испании и Португалии оказали влияние мавританские дворцы 13-14 века, отличавшиеся изощрённостью и богатством декора (Альгамбра в Гранаде, Алькасар в Севилье и др.). Наряду с монархами и знатью дворцы строили также высшие иерархи Церкви (папские дворцы в Орвието, 13 век, и в Авиньоне, 14 век; епископские резиденции, патриаршие и архиерейские палаты на Руси). В русских средневековых дворцовых комплексах 12-17 века ярко выражена живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функциональному назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т.д. (княжеский дворец в Боголюбове, Теремной дворец Московского Кремля, несохранившийся деревянный дворец в Коломенском).

В Европе в течение 15-16 века резиденции феодалов, которые в средние века были укреплёнными замками и крепостями, постепенно освобождаются от оборонительных функций и приобретают черты дворца (перестройка Лувра в Париже). Монументальные дворцы 16-18 века с просторными внутренними дворами, с залами для приёмов, помещениями для библиотек, художественных собраний и т.д. отличались парадной репрезентативностью (в Италии - Квиринальский дворец в Риме; в Испании - Эскориал, а также недостроенный дворец императора Карла V в Гранаде; во Франции - Фонтенбло; в Австрии - Бельведер в Вене; в России - Зимний дворец в Санкт-Петербурге и др.). Начиная с эпохи барокко и классицизма (до начало 19 века) получают развитие дворцово-парковые ансамбли, занимающие обширную территорию. Дворец чаще всего располагается на главной планировочной оси регулярного парка и доминирует над окружающим пространством [Во-ле-Виконт и Версаль во Франции; Бленейм и Букингемский дворец в Англии; Шёнбрунн в Австрии; Палаццо Реале в Казерте в Италии; Аранхуэс в Испании; Цвингер и Потсдам в Германии; императорские и великокняжеские дворцы в Ораниенбауме, городе Петродворец (Петергоф), Царском Селе (смотри город Пушкин), Гатчине, Павловске и Царицыне (Москва) в России, и др.]. Дворец, как правило, имеет два фасада: обращённый к парадному двору (кур-д’онёр) и парковый. Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада парадных помещений. Дворцы монархов часто служили образцом для усадеб аристократии и дворянства в Англии, России и других странах. Во многих случаях виллы, частные городские дома, особняки (итальянский casa или са’, французский maison и hôtel, английский house или hall, немецкий Haus) также приобретают черты дворцовой постройки и типологически могут быть отнесены к дворцам (Вилла Джулия в Риме, отель Субиз в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа, Ка-д’Оро в Венеции, Кенвудхаус в Лондоне, Хардуик-холл в Дербишире, Дом Пашкова в Москве и др.).

Дворец

Палаццо Редзонико (Ка-Редзонико) в Венеции. Бальный зал. 1753-56. Архитектор Дж. Массари.

Сочетание репрезентативной архитектуры и природы характерно и для дворцового зодчества Востока. Императорский дворец в Пекине, императорские дворцы в Токио и Киото (Япония) представляют собой огромные комплексы жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции.

С середины 19 века понятие дворца размывается; его часто применяют ко многих крупным, обычно роскошно отделанным общественным зданиям различного назначения (Хрустальный дворец в Лондоне; разнообразные дворцы спорта, съездов и конгрессов, культуры, бракосочетаний и т.п.).

Лит.: Успенский А. И. Императорские дворцы. М., 1913. Т. 1-2; Swoboda К.М. Römische und romanische Paläste. 2. Aufl. W., 1924; Брунов Н. И. Дворцы Франции XVII и XVIII вв. [М.], 1938; Masson G. Italian villas and palaces. L., 1966; Cadogan G. Palaces of Minoan Crete. L., 1976; Dal Lago А. Villas and palaces of Europe. L., 1988; James Т. В. The palaces of medieval England. L., 1990; Dumarçay J. The palaces of South-East Asia: architecture and customs. Singapore, 1991.