Ефрем Сирин
ЕФРЕМ СИРИН, мар Афрем Нисибинский (греческий ‘Έφραíμ ὁ Σύρος) [около 306, г. Нисибин (ныне Нусайбин в Турции, на границе с Сирией) - начало 370-х годов, предположительно г. Эдесса], сирийский подвижник, христианский святой, отец Церкви, экзегет, наиболее значительный сироязычный богослов и духовный писатель.
С детства воспитывался в христианской среде, в юности обучался у епископа Иакова Нисибинского, им же был рукоположен в диаконы и допущен к участию в Никейском соборе 325 года. Вместе с епископом Иаковом пережил осаду Нисибина персидским царём Шапуром II (умер около 379), а после перехода Нисибина под власть Персии (363) перебрался в Эдессу (365), где поселился в одном из небольших местных монастырей. В Эдессе продолжал свою проповедническую и учительскую деятельность, фактически заложив основы школы толкования Священного Писания, а также вёл активную полемику с арианами, манихеями, вардесанитами (гностиками). Ефрем Сирин - автор обширнейшего литературного наследия (по оценкам Созомена, около 3 миллионов строк). Сочинения Ефрема Сирина уже при жизни автора переводились на греческий язык (Иероним Блаженный в 380-х годах читал многие из них в греческом переводе). Сочинения Ефрема Сирина можно распределить на несколько групп: прозаические; богословские поэтические гимны (мадраша) и гомилии (мемра), написанные ритмизованной прозой; молитвы. По объёму наиболее значительными являются прозаические произведения, среди которых выделяются сохранившиеся в сирийском оригинале толкования на Книгу Бытие и Книгу Исход (до 32:26). В армянском переводе дошли толкования Ефрема Сирина на послания апостола Павла и на «Диатессарон» - гармонию Четвероевангелия Татиана Сирийца (около 120 - около 175). Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием Ефремом Сириным еврейского языка и восточных обычаев. Использовавшийся Ефремом Сириным текст еврейского Писания отличался от масоретского. Большинство полемических сочинений Ефрема Сирина («Против Юлиана», «Против Ересей», «О вере») написаны в стихах, исключением является лишь «Опровержение Мани, Маркиона и Вардесана»; к этому его подвиг пример вардесанита Гармония, стихи которого, распространяясь в народе, стали средством проповеди ереси Вардесана. Подлинными могут считаться только сирийские произведения Ефрема Сирина или те из них, которые сохранились в армянском переводе, так как уже с 5 века начало появляться множество подложных сочинений на греческом и латинском языках под именем Ефрема Сирина, а в 7 веке сложился самостоятельный греческий корпус, в котором Ефрему Сирину приписаны сочинения аскетического характера анонимных греческих авторов. В силу особого символико-поэтического языка Ефрема Сирина сложно свести его взгляды к какому-либо особому богословско-философскому знаменателю, тем не менее именно ему принадлежит заслуга формирования сирийской богословской терминологии. Несмотря на полемику с иудеями, его экзегеза Ветхого Завета оказывается близка к традициям таргумов и мидрашей. В экзегезе Нового Завета Ефрем Сирин использует христоцентричный типологический подход, в контексте которого всё Священное Писание оказывается прообразом евангельской истины. Взаимоотношение Лиц Святой Троицы Ефрем Сирин описывает с помощью подобия единства солнца, исходящего от него света и тепла; взаимоотношение Сына с Отцом - с помощью образа дерева и плода. Ефрем Сирин не отрицал, что в Библии можно найти и иносказания. Свой образный подход для объяснения богословских истин Ефрем Сирин оправдывает тем, что Бог сам даёт нам множество образов и символов, и не только в Писании, но и в природе. Это привело его к идее полисемантичности Писания, которое следует, по его мнению, понимать неоднозначно. Один смысл Ефрем Сирин называл «близким», другой - «буквальным», третий - «духовным» (иносказательным) и, наконец, признавал существование «высшего», наиболее совершенного смысла.
Реклама
Авторству преподобного Ефрема Сирина традиционно приписывается особая устроительная молитва, творимая в течение Великого поста во все дни, кроме субботы и воскресенья: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Чтение устроительной молитвы Ефремом Сириным в Великий пост знаменует предуготовление христианина в земной бренной и конечной жизни принять дар нетленной и собесконечной жизни небесной, даруемой Воскресением во Христе Спасителе, так же как и сам Великий пост есть предуготовление каждого христианина принять спасительную Пасху Христову как прообраз открытого в Его Воскресении Царствия Небесного. Праздность - выбор в пользу тленного перед нетленным, уныние - выбор тоски адовой перед радостью горнего, любоначалие и празднословие - выбор суетного мироугодия и славолюбия перед соучастием в Славе и Чести Божией. Целомудрие - чистота созерцания Бога, смиренномудрие - правильное понимание человеком самого себя и, прежде всего, своей неабсолютности, терпение и любовь как способы творения смирения - по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), ко всем равные, беспристрастные, радостные, пламенеющие, одинаковые к друзьям и врагам.
День памяти в православной церкви - 28 января (10 февраля).
Источн.: Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores Armeniaci. Louvain, 1953-1954. Vol. 1-2; Scriptores Syri. Louvain, 1955-1972. Vol. 71-74, 76-79, 82-85, 92-95, 102-103, 106-109, 117, 130-131, 134-135, 138-141, 148- 149, 156-160, 181-182; Beck Е. Ephrams Trinitätslehre im Bild von Sonne/Feuer, Licht und Wärme. Louvain, 1981.
Лит.: Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Муравьев А. В. Учение о христианском царстве у преподобного Ефрема Сирина // Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996.
Д. В. Зайцев.