Египетский стиль

ЕГИПЕТСКИЙ СТИЛЬ (французский Retour d’Egypte, английский Egyptian Revival), стилистическое направление в европейской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 - 1-й половине 19 века. Представлял собой стилизацию элементов декора и мотивов древнеегипетского искусства (обелиски, сфинксы, цветки лотоса и папируса, иероглифы, реже - колонны с капителями в виде цветков или бутонов папируса и т. п.). Появлению египетского стиля предшествовали несколько этапов увлечения искусством Древнего Египта. В древнеримском искусстве египетское влияние проявлялось со времени завоевания Египта римлянами (30 до нашей эры), его примеры - Мавзолей Кая Цестия на Остийской дороге близ Рима, в виде пирамиды, облицованной мрамором (12 год до нашей эры), и «Каноп» с экседрой «Серапеум» на Вилле Адриана в Тиволи (118-134). После длительного забвения интерес к египетскому искусству возродился в Италии в конце 15-16 века; в 17 веке этому способствовали мистические теории розенкрейцеров и масонов.

Египетский стильРождению собственно египетского стиля предшествуют описания египетских памятников, основанные на путевых впечатлениях, - «Пирамидография» Дж. Гривса (1646), работы Б. де Монфокона (1719-24), Ф. Нордена (1755), А. К. Ф. Тюбьера, графа Келюса (1752-67). Мотивы египетского искусства проникают в творчество Дж. Б. Пиранези (декор Английского кафе на площади Испании в Риме, 1760-е годы; серия гравюр, 1769, содержавшая проекты убранства каминов, светильников, мебели, часов), живопись Ю. Робера (изображения пирамид и обелисков), работы ювелира И. Динглингера («Алтарь Аписа», 1731, музей «Зелёный свод», Дрезден), керамику Дж. Уэджвуда; в архитектурных проектах Э. Л. Булле (Капелла Мёртвых, около 1780), К. Н. Леду, Т. Хоупа (эскизы мебели и декора интерьеров) и др.

Реклама

Окончательное оформление египетского стиля и превращение его в важную составляющую Директории стиля и ампира происходит после Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798-1801. В ней принимал участие Д. В. Денон, опубликовавший книгу о путешествии по Нижнему и Верхнему Египту (1802) с собственными гравюрами. По его рисункам выполнены также гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» («Description de l’Egypte», 1809-22) Э. Ф. Жомара. Египетский  стиль нашёл отражение в архитектуре (ряд интерьеров Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена; перестройка Отеля Богарне в Париже, 1804-06, архитектор Л. Э. Батай; установка в 1836 египетского обелиска из Луксора в центре площади Согласия в Париже, архитектор Ж. Б. Леба) и в прикладном искусстве (мебель Ф. О. Ж. Жакоба-Демальтера, «Египетские сервизы», исполненные на Севрской мануфактуре, бронзовые изделия П. Ф. Томира и др.).

Египетский стильЕгипетский  стиль получил распространение во многих странах. В Великобритании возводились так называемые Египетские залы на Пиккадилли в Лондоне (зал открыт У. Баллоком в 1811, архитектор П. Ф. Робинсон; не сохранился) и в библиотеке Девонпорта (1823, Дж. Фоулстон), также ряд надгробий, кенотафов и др.; в России - так называемый Египетский павильон Останкинского дворца в Москве [конец 1790-х годов, В. Бренна (?), П. И. Аргунов и др.], Египетский вестибюль дворца в Павловске (1802-08, А. Н. Воронихин), Египетский мост через Фонтанку в Санкт-Петербурге (1825-26, скульптор П. П. Соколов), так называемые Египетские ворота у въезда в Царское Село (1829-32, архитектор А. А. Менелас); архитектором К. А. Тоном в 1831-32 были установлены сфинксы из Фив на набережной перед зданием петербургской Академии Художеств, и др. Своеобразное выражение египетский стиль нашёл в сценографии оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1791), особенно в берлинской постановке 1816 года (художник К. Ф. Шинкель).

Реминисценции египетского стиля встречаются в архитектуре модерна (Египетский зал в особняке П. П. Смирнова в Москве, 1901-03, архитектор Ф. О. Шехтель); после сенсационных находок древнеегипетского искусства в Эль-Амарне и раскопок гробницы Тутанхамона (1922) формы египетского искусства оказали воздействие и на искания стиля ар деко в области дизайна интерьеров. Одним из поздних проявлений интереса к египетской теме стало возведение застеклённой пирамиды во дворе Лувра в Париже (1989, архитектор И. М. Пей).

Лит.: Carrott R. G. The Egyptian revival: its sources, monuments and meaning. 1808-1858. Berk., 1978; Clayton Р. The rediscovery of ancient Egypt. L., 1982; Curl J. S. The Egyptian revival: an introductory study of а recurring theme in the history of taste. L., 1982; Syndram D. Ägypten-Faszinationen; Untersuchungen zum Ägyptenbild im europäischen Klassizismus bis 1800. Fr./М., 1990.

В. А. Кулаков.