Екатерина Синайская
ЕКАТЕРИНА СИНАЙСКАЯ (Екатерина Александрийская; до крещения - Досифея), христианская святая; в возрасте 18 лет в Александрии пострадала во время гонений на христиан (около 306) при императоре Максимине Дазе (305-313).
В агиографическом контексте жития святой Екатерины Синайской имеются тем не менее некоторые прототипические черты, засвидетельствованные вне агиографической традиции. Так, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VIII, 14, 15) содержится рассказ о некоей знатной христианке из Александрии, «победившей страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твёрдостью». Согласно агиографической традиции, Екатерина Синайская происходила из знатной семьи (раннесредневековые агиографические сочинения указывают на её происхождение от царского рода; согласно житию Екатерины Синайской, составленному святителем Димитрием Ростовским, она была дочерью царя Консты). Славилась красотой и умом; получила классическое античное образование, изучала античную риторскую и философскую традиции. Не желая мужа, уступающего ей по уму и красоте, Екатерина Синайская отвечала отказом на все уговоры выбрать жениха и тем сохранить царское наследие отца. Обращение Екатерины Синайской ко Христу осуществилось благодаря беседе с духовным отцом её матери, пообещавшим указать ей жениха «несравненного во всех дарованиях». Вручив Екатерине Синайской образ Богородицы с Младенцем, старец просил Екатерину Синайскую неустанно молиться, дабы Христос - «несравненный во всех дарованиях» Жених - открылся ей и сделал Своей невестой. После крещения (с именем Екатерина) Екатерина Синайская в знак духовного обручения с Христом получила особый перстень. Во время пребывания императора Максимина в Александрии Екатерина Синайская обличала его за совершение жертвоприношений, противопоставляя им веру в Бога, не требующего заклания и пролития крови, но лишь соблюдения заповедей. Победа Екатерины Синайской в диспуте над лучшими языческими философами и обращение их ко Христу в присутствии императора Максимина явились причиной её мученичества и заключения. В темнице она проповедовала навестившим её тайно супруге Максимина и императорскому стратегу Порфирию. После их мученической кончины за исповедание Христа казни через усечение головы подверглась и Екатерина Синайская.
Реклама
Почитание Екатерины Синайской, зародившееся в Египте в 4-5 веках, в дальнейшем распространилось как на православный Восток, так и на латинский Запад. На Востоке одним из крупнейших центров почитания Екатерины Синайской стал Синайский монастырь Святой Екатерины, основанный в 6 веке, в правление императора Юстиниана I. Там же пребывают мощи святой Екатерины Синайской, обретённые, согласно монастырской традиции, в 530-540-е годы. В 9 веке при Феофаном Никейским (умер между 845-850) был составлен канон святой Екатерины Синайской. На Западе, прежде всего на Апеннинах, о почитании святой Екатерины Синайской известно с 8 века, хотя истоки традиции, вероятно, восходят к периоду византийского господства. Крупнейшими центрами почитания святой Екатерины Синайской на Западе традиционно становились бенедиктинские обители: аббатства Монтекассино, Клюни, Санкт-Галлен, Фульда, Райхенау, Гиршау, Ла-Трините-о-Мон (вблизи Руана, где с 1-й половины 11 века пребывает частица мощей святой Екатерины Синайской).
День памяти святой Екатерины Синайской в православной церкви - 24 ноября (7 декабря); в католической церкви - 25 ноября (согласно Римскому мартирологу).
Иконография. Наиболее ранние изображения Екатерины Синайской относятся к 8 веку (росписи в катакомбах Святого Януария в Неаполе). Атрибуты Екатерины Синайской - колесо (орудие приготовленного для неё мученичества, уничтоженное ударом молнии), меч, которым ей отрубили голову, пальмовая ветвь, корона; иногда святая предстаёт с математическими и астрономическими инструментами - знаками её учёности. В византийском искусстве её изображали в императорском одеянии с драгоценным платом-лором и щитом-торакионом, в венце, с крестом. В миниатюрах менологиев и во фресковых минейных циклах обычно представлена сцена усекновения главы святой (Менологий Василия II, между 976-1025, Библиотека Ватикана; фреска нартекса церковь Вознесения в монастыре Дечани, Сербия, 1348-50). На фресках и иконах Екатерина Синайская часто показана с другими святыми жёнами - Мариной, Варварой, Параскевой (оборот двусторонней резной иконы «Святой Георгий со сценами жития», 13 век, Византийский музей, Афины; фреска из церкви Покрова Богоматери Довмонтова города в Пскове, середина 14 века, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наиболее ранняя житийная икона с 12 сценами жития святой (Синайский монастырь Святой Екатерины, начало 13 века) предположительно была монастырским храмовым образом. Древнейшие русские изображения Екатерины Синайской относятся к 12 веку (фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде). На Руси в конце 15 - начале 16 века сложился оригинальный иконографический извод «Моление святой Екатерины о народе»: святая, приведённая на казнь, обращается к Христу с просьбой помогать тем, кто помянет в молитве её имя (шитая пелена «Святая Екатерина с 12 сценами жития» из Спасо-Преображенского Хутынского монастыря близ Новгорода, начало 16 века, Новгородский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; икона «Святая Екатерина, со святым Климентом папой Римским и 14 сценами жития», начало 17 века, ГРМ).
В Западную Европу культ Екатерины Синайской проник благодаря крестоносцам, побывавшим на Синае, в 12-13 веках. Особенно популярным он был в Англии, где изображения Екатерины Синайской появляются во фресковых росписях [в капелле Гроба Господня в соборе Уинчестера (Винчестера), около 1225], на витражах, в книжной миниатюре и на предметах декоративно-прикладного искусства. В Италии с 13 века образы Екатерины Синайской появляются в живописи на досках, а на севере Европы в 14-15 веках распространяются деревянные раскрашенные статуи святой (около 1400, Музей изобразительных искусств Юты, Солт-Лейк-Сити). Подробная иконография Екатерины Синайской сложилась на основе «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Основными эпизодами её жития, получившими отражение в изобразительном искусстве, были «Мистическое обручение» (Барна да Сиена, около 1340, Музей изящных искусств, Бостон; Х. Мемлинг, центральная часть алтаря Иоанна Крестителя, 1474-79, Музей Х. Мемлинга, Брюгге; Филиппино Липпи, 1501, церковь Сан-Доменико, Болонья), «Диспут с философами» (фреска Б. Пинтуриккьо, 1492-94, Ватикан), «Святая Екатерина в темнице» (П. Веронезе, 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Мученичество святой Екатерины» (Л. Кранах Старший, 1506, КГ, Дрезден). В числе других святых Екатерина Синайская часто присутствует среди предстоящих в различных сценах: «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья (1308-1311, Музей собора, Сиена), «Коронование Богоматери» Фра Анджелико (1435-1437, Лувр, Париж), «Полиптих святой Екатерины» С. Мартини (1319, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза). На алтарных образах в эпоху Возрождения и барокко святая представлена со своими атрибутами (Рафаэль, 1508, Национальная галерея, Лондон; Караваджо, около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). В 18 веке изображения Екатерины Синайской получают заметное распространение в России в связи с наречением именем Екатерина двух российских императриц. Её атрибутами становятся пальмовая ветвь и мантия, подбитая горностаем (знак ордена Святой Екатерины, 1714; икона «Святая Екатерина», иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, 1720-е годы, иконописец А. Меркурьев Поспелов «со товарищи»).
Лит.: Giamberardini G. Santa Caterina di Alessandria. Jerusalemme, 1978; Монастыри Святой Екатерины: Синай - Россия. М., 1998; Меняйло В. А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в 11-17 веках // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4; Синай. Византия. Русь: Православное искусство с 6 до начала 20 века. Кат. выст. СПб., 2000.
Ф. Дарузес, Д. В. Вальков, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).