Екатерина Сиенская

ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (латинский - Catharina Senensis, итальянский - Caterina da Siena) (25.3.1347, Сиена - 29.4.1380, Рим), святая католической церкви, представитель мистического направления доминиканской духовной традиции, одна из трёх женщин - учителей католической церкви [наряду с Терезой Авильской и Терезой Малой из Лизьё (1873-97)].

Из семьи красильщика, влиятельного в период правления в Сиене Совета Двенадцати; отец - Якопо Бенинказа, мать - Лапа ди Пуччо Пьядженти. В возрасте 7 лет, согласно традиции, удостоилась первого мистического опыта видéния. Тогда же, видимо, не без влияния доминиканского монаха фра Томмазо делла Фонте, воспитанника семейства Бенинказа, ставшего первым духовным наставником Екатерины Сиенской, и сестры Бонавентуры, приняла обет девства и посвятила себя идеалам духовной жизни. Последовавшая в 1362 году смерть Бонавентуры заставила Екатерину Сиенскую всецело обратиться к аскезе. В 1363 вступила в орден доминиканцев (принадлежала к Третьему ордену, так называемых терциариев), посвятив себя делам милосердия (подвизалась в Сиене - в госпитале Делла Скала, в лепрозории Сан-Ладзаро) и непрестанному духовному деланию под руководством фра Томмазо делла Фонте и фра Бартоломео Доминичи. Тогда же вокруг Екатерины Сиенской начала складываться первая община последователей, местопребыванием которой становится городской дом Бенинказа в сиенском квартале Фонтебранда. Деятельность общины сосредоточилась главным образом на примирении враждующих городских кланов Сиены.

Реклама

Екатерина СиенскаяПосле второго мистического опыта видения Господа в 1370 году Екатерина Сиенская, уже снискавшая славу делами милосердия и аскезы даже за пределами Тосканы, обращается с проповедью мира к Церкви и миру, заявляя о себе как о посланнике, призванном на проповедь самим Христом. На фоне исторической ситуации в Северной и Центральной Италии 2-й половины 14 века проповедь Екатерины Сиенской неизбежно концентрировалась вокруг 3 ключевых аспектов: прекращения Авиньонского пленения пап и возвращения понтификов в Рим, прекращения политического и военного противостояния между итальянскими городами и между политическими группировками внутри самих городов, скорейшего начала внутрицерковной реформы и провозглашения нового Крестового похода. В 1374 Екатерина Сиенская - во Флоренции, где в том же году в церкви Санта-Мария-Новелла началась работа генерал капитула Ордена святого Доминика. В 1375 Екатерина Сиенская - в Пизе, где велась проповедь о Крестовом походе, призыв к которому был провозглашён папой Римским Григорием XI (1370-78); в 1376 - в Лукке, где, исполняя роль папского легата, стремилась убедить город не вступать в антипапскую лигу. В апреле 1375 в Пизе Екатерина Сиенская удостоилась третьего мистического опыта видения, приняв честные стигматы. В мае 1376 Екатерина Сиенская, призванная восстановить мир между городом, отлучённым в марте 1376, и папой, - вновь во Флоренции; в июне 1376 - в Авиньоне. В 1377, после возвращения папы Григория XI из Авиньона в Рим, в обстоятельствах которого ключевую роль сыграл авторитет святой, Екатерина Сиенская - вновь в Сиене и в Валь-д’Орче, являясь посредником в примирении между семейством Салимбене и Сиеной, затем как папский легат - во Флоренции, объятой восстанием Чомпи. В июле 1378, благодаря посредничеству Екатерины Сиенской, между Флоренцией и Римом был заключён мир.

Последний период в жизни Екатерины Сиенской наиболее тесно связан с историей и политикой римской курии. Вновь приглашённая в Рим в ноябре 1378 папой Римским Урбаном VI, Екатерина Сиенская решительно становится на его сторону в противостоянии профранцузской партии в конклаве, а также профранцузски настроенным политическим силам в самой Италии в условиях нараставшей схизмы, связанной с избранием в сентябре 1378 антипапы Климента VII (1378-94). Как свидетельствуют многочисленные письма Екатерины Сиенской, в поддержке Урбана VI она видела единственный способ сохранить внутрицерковный мир и само единство Церкви. Екатерина Сиенская погребена в римской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва; глава Екатерины Сиенской пребывает в церкви Сан-Доменико в Сиене. Канонизирована 29.6.1461 папой Римским Пием II (1458-64); день памяти в католической церкви - 29/30 апреля.

Первые попытки создания жития Екатерины Сиенской были предприняты ещё при её жизни, в 1370-74.

Сохранилось обширное эпистолярное наследие Екатерины Сиенской (381 письмо), а также сочинение «Диалог (Собеседование) о Божественном Провидении». Первая публикация 37 писем Екатерины Сиенской предпринята в Болонье в 1492 году. В 1500 в Венеции Альдом Мануцием была осуществлена публикация 350 писем святой. «Диалог», продиктованный Екатериной Сиенской на вольгаре осенью 1378 трём своим ученикам, представляет собой сумму духовного учения святой, отдельные позиции которого получили освящение в эпистолярном наследии. Молитвы святой, собранные в последние годы её жизни учениками, общим числом 26, опубликованы в приложении к изданию писем (1500).

Иконография Екатерины Сиенской сформировалась на основе жития, написанного Раймондом Капуанским. Екатерина Сиенская изображается в чёрно-белом доминиканском облачении с белой лилией в руках. Первый житийный цикл Екатерины Сиенской из 10 сцен был заказан в преддверии канонизации святой в 1461 и создан сиенским художником Джованни ди Паоло для госпиталя Санта-Мария-делла-Скала в Сиене («Святая Екатерина перед папой в Авиньоне», около 1460, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; «Святая Екатерина обменивается сердцами с Христом», около 1475, частное собрание, и др.). Отдельные сцены из жития Екатерины Сиенской стали темами алтарных образов («Обручение святой Екатерины Сиенской» фра Бартоломмео, 1511, Лувр, Париж; «Стигматизация святой Екатериной Сиенской» Д. Беккафуми, около 1515, Национальная пинакотека, Сиена) и фресковых росписей («Канонизация святой Екатерины Сиенской» Б. Пинтуриккьо, 1502-08, Библиотека собора, Сиена; «Экстаз святой Екатерины Сиенской» Дж. Содомы, 1526, церковь Сан-Доменико, там же). Один из наиболее подробных циклов, включающих в себя сцены от рождения до погребения святой, представлен на витражах Миланского собора (1562-67, мастер Конрад Мокис из Кёльна). В эпохи барокко и рококо приобрёл популярность сюжет «Вознесение святой Екатерины Сиенской» (скульптурный алтарь работы М. Каффа, 1667, церковь Санта-Катарина-да-Сиена-а-Маньяполи, Рим).

Источн.: Lettere / А cura di Р. Misciattelli. Firenze, 1939-1940. Vol. 1-6; Lettere Caterina da Siena: versione in italiano corrente / А cura di G. Di Ciaccia. Bologna, 1996-1999. Vol. 1-3.

Лит.: Capecelatro А. Storia di Santa Caterina da Siena е del papato del suo tempo. Napoli, 1856. Vol. 1-2; Fawtier R. S. Catherine de Sienne. Essai de critique des sources. Р., 1921-1930. Vol. 1-2; Leclercq J. La mystique de l’apostolat, S. Catherine de Sienne catholique romaine. Р., 1923; Valli F. La «Devota revelazione» о «Dialogus brevis» di Santa Caterina da Siena. Siena, 1928; Getto G. Saggio letterario su Santa Caterina da Siena. Firenze, 1939; Grion А. Santa Caterina da Siena. Dottrina е fonti. Brescia, 1953; Bianchi L. I1 carattere dottrinale della santità di Caterina da Siena nella iconografia del primo Quattrocento. Roma, 1981; Granzotto Е. Catherine de Sienne: une sainte et son temps. Р., 1999; Courcelles D. Le «Dialogue» de Catherine de Sienne. Р., 1999; Sesé В. Petite vie de Catherine de Sienne. Р., 2005; Dire Pineffabile: Caterina da Siena е il linguaggio della mistica. Firenze, 2006.

Д. В. Вальков.