Елена Святая

ЕЛЕНА СВЯТАЯ (Flavia Iulia Helena) (между 250 и 257, Дрепанон, Вифиния - между 330 и 336, предположительно Рим или Константинополь), византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная. Происхождение Елены Святой неизвестно, как и то, была ли она законной женой императора Констанция I Хлора, от которого родила сына (около 274), будущего императора Константина Великого. По некоторым данным, Констанций Хлор значительно позже рождения Константина всё же узаконил брак с Еленой Святой, однако по приказу императора Диоклетиана родители Константина были разведены. Став императором, Константин возвёл Елену Святую в сан августы. Известно, что Елена Святая, будучи христианкой, способствовала распространению христианства, по крайней мере, в восточной части Римской империи. Около 326 года Елена Святая обрела в Иерусалиме на Голгофе Крест Господень и основала на этом месте храм Гроба Господня. По окончании его строительства Животворящий Крест Господень был торжественно внесён в этот храм и водружён на Голгофе. В честь этого события православная церковь установила праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, который относится к числу великих, и празднуется 14(27) сентября. Кроме упомянутого храма, Елена Святая построила на Святой земле ещё несколько храмов, в том числе на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у Мамврийского дуба. Покинув Палестину в 327 году, по дороге в Константинополь Елена Святая способствовала строительству первого христианского монастыря Святого Креста в Айиясмати (остров Кипр). Перед смертью приняла монашеский постриг. Вместе с сыном Константином причислена Церковью к лику святых в чине равноапостольных, память совершается 21 мая (3 июня).

Реклама

Известно, что ныне одна часть мощей Елены Святой находится в церкви «Жертвенник Небесный» (Рим), другая – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Париж).

Елена СвятаяИконография. Елену Святую представляют в одеянии византийских императриц, с драгоценным платом-лором, в венце, иногда её главу под венцом покрывает плат. Наиболее ранние византийские изображения Елены Святой представляли собой круглую скульптуру (несохранившиеся статуя Елены Святой на форуме Константина в Константинополе, предположительно конце 4 века, и парные статуи святого Константина и Елены Святой, 8 век). В ранних мозаиках эти святые воздетыми руками поддерживали медальон с Крестом (в храмах Святой Софии в Константинополе, 870-е годы, и Айвали-Килиссе в Каппадокии, 10 век). В дальнейшем преобладание получила композиция с монументальным крестом, фланкированным фронтально расположенными фигурами святых Константина и Елены (фреска нартекса церкви монастыря Сорока мучеников в Велико-Тырново, Болгария, около 1230; фрески Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде, 2-я половина 11 века). Изображения святой встречаются в сюжете «Обретение Креста Господня» (миниатюра «Слова Григория Назианзина», 879-882, Национальная библиотека, Париж), получившем распространение в сирийском, западноевропейском и поствизантийском искусстве (фрески церквей - Святого Константина в Крица-Мерабелу на острове Крит, 1354-55; Святого Креста в Айиясмати на острове Кипр, 1494, мастер Филипп Гуль). В русской иконописи фигуры святого Константина и Елены Святой стали обязательной принадлежностью иконографии Воздвижения Креста Господня. После принесения в Россию из Палестины креста, заказанного в 1656 году патриархом Никоном для Крестного монастыря на Кий-острове Белого моря, возник сюжет «Кийский крест с предстоящими», где по сторонам креста были написаны святые Константин и Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, а также коленопреклонённый патриарх Никон.

Тип «реликвариев Истинного Креста», на которых присутствовали рельефные фигуры святого Константина и Елены Святой, был распространён в византийском искусстве, а затем проник в Западную Европу: 2 маленьких реликвария-триптиха с частицами Истинного Креста, привезённые в 1154 году из Константинополя аббатом Вибальдом, составили центральную часть более крупного триптиха, боковые створки которого украшены сценами из истории обретения Креста Еленой (11-12 века, Библиотека и музей П. Моргана, Нью-Йорк). С конца Средневековья в Европе Елена Святая изображается как одно из действующих лиц сюжета «История Истинного Креста», литературной основой которого послужила «Золотая легенда» Якова Ворагинского. Почитание Креста, проповедуемое нищенствующими орденами, способствовало утверждению в изобразительном искусстве живописных циклов на эту тему (фрески А. Гадди в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1380-90-е годы, и Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-64; пределла полиптиха Микеле ди Маттео Ламбертини, около 1427, Галерея Академии, Венеция). В искусстве Возрождения и барокко встречаются изображения Елены Святой в императорской мантии и короне с крестом, миниатюрным зданием церкви или гвоздями (Дж. Б. Чима да Конельяно, 1495, Национальная галерея искусства, Вашингтон; Л. Кранах Старший, 1525, Художественный музей, Цинциннати; статуя А. Бальджи, 1639, собор Святого Петра, Рим). В качестве самостоятельных сюжетов изображаются «Видение святой Елены» (П. Веронезе, 1570, Национальная галерея, Лондон) и «Обретение Истинного Креста» (П. П. Рубенс, 1602, собор в Грасе; Дж. Б. Тьеполо, около 1745, Галерея Академии, Венеция).

Лит.: Drijvers J. W. Helena Augusta: the mother of Constantine the Great and the legend of her finding of the true cross. Leiden; N. Y., 1992; Булгаков С. Н., прот. Настольная книга священноцерковнослужителя. М., 1993; Резников А. Иерусалимский след. Иерусалим, 2004; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. М., 2005. Т.: Май; Шалина И. А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005.

С. П. Зверев, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).