Епифаний
ЕПИФАНИЙ [середина 1610-х годов - 14(24).4.1682, Пустозерск], деятель старообрядчества, древнерусский духовный писатель, инок.
Родился в крестьянской семье. После смерти родителей (1638) переселился, видимо, в Москву. В 1645 году ушёл в Соловецкий монастырь, где принял постриг (1652). Отказался от поставления в иереи; занимался изготовлением крестов и предметов монастырского обихода из дерева. Не приняв богослужебной реформы патриарха Никона, покинул Соловки (1657) и обосновался на Виданском острове у поморского пустынника Кирилла (основателя Сунарецкого Троицкого монастыря). Сблизился с жителями деревни Кодостровской и села Кондопожского, где на стенах в церквах нарисовал старообрядческие «трисоставные» кресты, сделал надписи, объясняющие символическое значение двоеперстия. В 1658 построил собственную келью, где жил, «питаясь от рукоделия» и ловли рыбы. В 1664 ушёл к иноку Корнилию в Пудожскую волость (на реке Водла) и жил в каменной пещере. С Водлы оба инока направились на Кяткозеро и жили там более двух лет «в скудости всяцей». В это время Епифаний утвердился в мысли написать «нужнейшие словеса о вере», показать ошибочность нововведений и обличить поборников богослужебной реформы. Данное сочинение (по всей видимости, значительного объёма, так как источники упоминают о «книге») до нас не дошло. В конце 1666 (или в начале 1667), взяв с собой свой труд в двух списках (один был изготовлен специально для подачи царю), Епифаний отправился в Москву «спасать царя от антихриста». По преданию, он стал публично читать свою книгу в Кремле на Соборной площади, а царю Алексею Михайловичу подал другой экземпляр. Епифаний был арестован и заключён в темницу. В июле 1667 предстал перед церковным судом, по решению которого его вместе с протопопом Аввакумом перевезли в Николо-Угрешский монастырь для «увещевания». Инок Епифаний не покаялся и на Болотной площади подвергся казни - урезанию языка. В декабре 1667 Епифаний - в ссылке в Пустозерске.
Реклама
2 года спустя после бесплодных уговоров отречься от старой веры подвергся вторичному урезанию языка и отсечению пальцев правой руки. Вместе с другими пустозерскими узниками заключён в «земляную тюрьму». После 15 лет заточения вместе с «соузниками» Аввакумом, Лазарем и Фёдором был сожжён.
В 1660-е годы Епифаний составил небольшую автобиографическую записку о своей деятельности до прихода в Москву, которая позднее легла в основу первой редакции Жития Епифания (1667-71). Вторая редакция Жития создана Епифанием в 1676 «по повелению» протопопа Аввакума, который настоял, чтобы духовный учитель рассказал о себе всем «чтущим и послушающим». Автобиографическое Житие Епифания - важный исторический источник, отразивший духовное состояние русского общества в начале церковного раскола, а также обстановку в Соловецком монастыре накануне восстания 1668-76. Епифаний сосредоточил внимание на изображении духовного мира русского инока, передал его настроения, сомнения, идейные искания. На рубеже 17-18 веков старообрядцами был создан мартирий «Сказание о кончине блаженного Епифания», в 1731-40 выговский писатель Иван Филиппов составил Житие Епифания. Используя автобиографическое Житие Епифания, М. А. Волошин написал поэму о соловецком иноке (1929).
Лит.: Денисов С. Виноград российский или Описание пострадавших в России за древнецерковное благочестие. М., 1906; Робинсон А. Н. Аввакум и Епифаний. (К истории общения двух писателей) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 14; он же. Автобиография Епифания // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл... // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29; Бубнов Н. Ю. Рукописное наследие пустозерских узников (1667-1682 годы) // Книготорговое и библиотечное дело в России в XVII - первой половине XIX в. Л., 1981; Шашков А. Т. Епифаний // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 1.
Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.