Епифаний Кипрский

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (греческий - ‘Επιφάνιος) (около 315, по другим данным, 310 или 332, близ Элевферополя, Южная Палестина - около 401 или 403), епископ города Саламин (Кипр), христианский ересеолог периода ранней Церкви.

Согласно агиографической традиции, происходил из иудейской семьи; получил начальное образование в доме богатого иудея и сам в ранней юности был иудеем, однако вскоре после смерти наставника обратился в христианство и удалился в Египет. После посещения Египта вернулся в Палестину, подвизался при некоем авве Илларионе, затем основал монастырь, которым управлял 30 лет. Являясь строгим приверженцем никейского богословия, пользовался значительным авторитетом среди местного, в том числе и арианского, населения; постоянно путешествовал по Палестине и Сирии. С 360-х годов - на Кипре, где стал (в 365 или 367) епископом города Саламин. После этого прилагал усилия к устройству монашеской жизни на Кипре.

В богословских спорах, главным из которых было противостояние никейского богословия и арианства, Епифаний Кипрский занимал ригористскую позицию. Умеренных никейцев называл «полуарианами», в Антиохии поддерживал небольшую группу строгих никейцев во главе с епископом Павлином, ради поддержки которого Епифаний Кипрский предпринял также путешествие в Рим (382). Ригоризм Епифания Кипрского особо сказался в отношении к Оригену, которого он называл отцом всех ересей, и в участии в оригенистических спорах, охвативших церковь Палестины в начале 390-х годов. Так, видимо, именно влиянием Епифания Кипрского объясняется резкая перемена во взглядах Иеронима Блаженного на оригеновское учение - от его почитания до резкого неприятия. С епископом Иоанном Иерусалимским Епифаний Кипрский порвал общение из-за нежелания первого публично осудить Оригена; по прибытии в 383 в Палестину Епифаний Кипрский открыто обвинил Иоанна Иерусалимского в ереси и совершил ряд рукоположений в Вифлееме без его ведома. Епифаний Кипрский поддержал осуждение Оригена Феофилом Александрийским (400). Узнав, что изгнанные из Египта оригенисты нашли убежище в Константинополе у Иоанна Златоуста, Епифаний Кипрский безрезультатно пытался настроить против него константинопольскую паству. Хотя кампания Епифания Кипрского провалилась, она стала прелюдией к соборному низвержению Иоанна Златоуста (404).

Реклама

Только два сочинения Епифания Кипрского сохранились полностью - «Панарий» и «Анкорат». В первом собраны и описаны 20 дохристианских и 80 христианских ересей, а также даны опровержения каждой из них. Второй представляет собой положительно-догматическое изложение православного вероучения, прежде всего, учения о Святой Троице, воплощении, Воскресении. Несмотря на то, что некоторые фрагменты из «Анкората» Епифания Кипрского легли в основу православной триадологии, Епифания Кипрского нельзя назвать богословом-мыслителем, его сочинения носят скорее практический характер, что видно также и по известным фрагментам его экзегетических сочинений.

Соч.: Migne PG. Т. 41-43; Творения. М., 1863-1883. Ч. 1-6.

Лит.: Dechow J. Dogma and Mysticism in early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the legacy of Origen. Мâcon, 1988.

Д. В. Зайцев..