Евангелисты

ЕВАНГЕЛИСТЫ (греческий - εύαγγελιςταί, дословно - благовестники), изначально в христианской Церкви - апостолы, устно проповедовавшие Евангелие. Уже в апостольскую эпоху служение евангелистов превратилось в одно из регулярных церковных служений, наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями (Еф. 4:11). Хотя странствующие проповедники под именем евангелистов упоминаются в источниках вплоть до 4 века, это наименование постепенно закрепляется только за составителями четырёх записанных канонических Евангелий - апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Достоверных сведений об их жизни и служении сохранилось немного. В современных протестантских деноминациях наименование «евангелисты» часто прилагается к обычным миссионерам.

Евангелисты Иконография. Наиболее ранние изображения евангелистов появляются в 4 веке (фреска в катакомбах Петра и Марцеллина, Рим, около 340; саркофаг из Латерано, 2-я половина 4 века). С 6 века евангелисты изображаются на ранневизантийских крестах-пекторалях, а также на миниатюрах Евангелий - в качестве авторов, пишущих книги Нового Завета («Россанский кодекс»; «Евангелие Раввулы»). Такие изображения евангелистов получили широкое распространение и в западноевропейской книжной миниатюре. В храмах образы евангелистов традиционно помещали под куполом (на парусах). Матфей и Иоанн чаще представали в виде старцев с длинными седыми бородами, Марк и Лука - как мужи средних лет, в античных одеяниях. В 10 веке в византийском искусстве складывается композиция с апостолом Иоанном, диктующим ученику Прохору Апокалипсис на острове Патмос. Иоанн фигурирует также в циклах иллюстраций к Апокалипсису (А. Дюрер, 1497-98). Иоанн ещё в позднем Средневековье приобрёл облик юноши («Святой Иоанн на Патмосе» братья Лимбург - миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского», около 1411-16, Музей Конде, Шантийи); позднее эта традиция сохранялась (алтарные картины «Иоанн Евангелист на острове Патмос» И. Босха, около 1505, Государственные музеи, Берлин, и Х. Бургкмайра, 1518, Старая пинакотека, Мюнхен; барельефы Ж. Гужона, изображающие четырёх евангелистов, 1544-45, Лувр, Париж; «Евангелист Иоанн» Эль Греко, 1600, Прадо, Мадрид, и др.).

Реклама

Евангелисты Древнейшее изображение символов евангелистов (средняя Откр. 4:6-8): человек или ангел (Матфей), лев (Марк или Иоанн), телец (Лука) и орёл (Иоанн или Марк) относится к рубежу 4-5 веков (пластина слоновой кости с рельефом «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» из собрания Тривульчи, Милан). В западном искусстве символы распределяли соответственно толкованию Иеронима Блаженного (лев - Марк, орёл - Иоанн), в восточном - наоборот, согласно Иринею Лионскому. В миниатюрах и мозаиках символы помещали по сторонам мандорлы Христа (церковь Осиос-Давид в Фессалониках, 5 век). В мозаиках церкви Санта-Пуденциана в Риме (5 век) и Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне символы евангелистов помещены рядом с Христом на небесах. Миниатюры с Христом, евангелистами и их символами включали также в Евангелия перед таблицами канонов. Символы евангелистов стали неотъемлемой частью композиции «Majestas Domini» в миниатюрах и в рельефах романских и готических соборов. В византийской иконографии аналог этого сюжета появился в 12-13 веках, на Руси («Спас в силах») - в конце 14 века. В 16 веке на русской почве сложился ещё один подобный иконографический тип - Богоматерь «Неопалимая Купина». С 14 века в древнерусском искусстве известны изображения евангелистов на створках царских врат, с «Благовещением» в навершии. В 16-17 веках этот тип врат становится преобладающим. В 17 веке фигуры евангелистов на вратах стали поясными, с раскрытыми книгами, нередко с символами. Во 2 половине 17 века под влиянием западноеврейской иконографии символом Марка в русском искусстве стал лев, а Иоанна - орёл. Прежнее распределение символов устойчиво сохраняется у старообрядцев. Марк и Лука, апостолы из числа семидесяти, часто изображались среди двенадцати первых учеников Христа, восполняя Иакова Малого и Иуду, брата Божиего (в апостольском деисусном ряду русских иконостасов со 2 половины 17 века).

В европейском искусстве с конца 16 века получает распространение жанрово-повествовательная традиция в изображении евангелистов («Призвание апостола Матфея» М. да Караваджо, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим; «Евангелист Матфей с ангелом» Рембрандта, 1661, Лувр, Париж, и др.). В искусстве 19-20 века иногда возрождается древняя «иконописная» традиция изображения евангелистов (цикл «Евангелисты» Н. С. Гончаровой, 1911, ГРМ).

Лит.: Friend А. М. The portraits of the Evangelists in Greek and Latin manuscripts // Art Studies. 1927. Vol. 5. Р. 115-147. 1929. Vol. 7. Р. 3-29; Trevijano R., Carletti С. Evangelists // Encyclopedia of the early church / Ed. А.di Berardino. N. Y., 1992. Vol. 1; Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.

А. А. Ткаченко; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).