Евлогий
ЕВЛОГИЙ (в миру Василий Семёнович Георгиевский) [10(22).4.1868, село Сомово Одоевского уезда Тульской губернии - 8.8.1946, Париж], митрополит Волынский и Житомирский, управляющий русскими православными приходами Западной Европы, политический и общественный деятель.
Происходил из семьи протоиерея Симеона Георгиевского. В 1882 году окончил Белёвское духовное училище, в 1888 - Тульскую духовную семинарию, в 1892 - Московскую духовную академию. В декабре 1894 назначен преподавателем Тульской духовной семинарии. В 1895 по благословению Иоанна Кронштадтского пострижен в монашество архимандритом (впоследствии митрополитом) Антонием (Храповицким); рукоположен во иеромонаха и определён на должность инспектора Владимирской духовной семинарии. В 1897 назначен ректором Холмской духовной семинарии, возведён в сан архимандрита. С должностью ректора совмещал должность благочинного женских монастырей Холмской епархии. В январе 1903 хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 1905 епископ Холмский и Люблинский. Член Государственной думы 2-го и 3-го созывов, примыкал к умеренно правому крылу. В Государственной думе 3-го созыва председатель вероисповедной комиссии. В мае 1912 года возведён в сан архиепископа. С мая 1914 архиепископ Волынский и Житомирский.
Реклама
После начала Первой мировой войны в 1914-16 управлял православными приходами на территориях, занятых российскими войсками. Участник Поместного собора 1917-18 Российской православной церкви, где выступал за восстановление патриаршества. По окончании 1-й сессии собора выехал на Украину (декабрь 1917), где противостоял автокефалистским течениям. В декабре 1918 арестован в Киево-Печерской лавре петлюровцами и передан в распоряжение польских властей, находился под арестом в униатском базилианском монастыре в городе Бучач (ныне Тернопольская область Украины). В июне 1919 перевезён во Львов, в августе 1919 освобождён при посредничестве митрополита Андрея (Шептицкого), в сентябре 1919 прибыл в Новороссийск, занятый Добровольческой армией генерала А. И. Деникина. До января 1920 находился в Екатеринодаре, Старочеркасске, Ростове-на-Дону, участвовал в работе Высшего церковного управления Юга России. В январе 1920 покинул Россию, проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с 1921 - в Берлине, с 1923 - в Париже. В июле 1920 в составе сербской делегации принял участие в работе Всемирной конференции представителей христианских церквей в Женеве, где выступил в защиту гонимой русской Церкви. В том же году в письме на имя митрополита Антоши (Храповицкого) предложил сохранить церковные структуры в эмиграции. В октябре 1920 Высшим временным русским церковным управлением назначен управляющим русскими православными приходами в Западной Европе на правах епархиального архиерея. В апреле 1921 назначение было подтверждено патриархом Тихоном (Белавиным).
В 1921 году принял участие в созванном по благословению патриарха Сербского Димитрия Всезарубежном совещании (переименовало себя в Русский всезаграничный церковный собор). Одним из главных вопросов, разбиравшихся на соборе, был вопрос о восстановлении в России монарха из дома Романовых. Будучи искренним монархистом, Евлогий тем не менее выступил против данной формулировки, считая, что указание на династию носит не церковный, а политический характер. В 1922 патриарх Тихон возвёл Евлогия в сан митрополита (январь) и передал ему власть над русскими православными приходами Западной Европы (май), одновременно упразднив Высшее церковное управления за границей. Ему же было поручено составить проект нового управления зарубежными приходами. В 1923 на Архиерейском соборе Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) Евлогий представил свой проект её дальнейшего управления, в котором было предложено передать решение об управлении РПЦЗ Всеправославному собору под председательством патриарха Константинопольского, а до его созыва учредить автономные округа в Америке, Западной Европе, на Балканах и на Дальнем Востоке. Постоянным органом управления РПЦЗ, по мысли Евлогия, должен был стать ежегодный Архиерейский собор под председательством митрополита Антония (Храповицкого).
В последующие годы отношения между Архиерейским синодом и Евлогием ухудшались. В 1926 году Евлогий присутствовал на Архиерейском соборе РПЦЗ, где намечалось упразднить автономию Западно-Европейской митрополии, однако покинул собор до вынесения решения и заявил, что не признаёт полномочий Архиерейского синода РПЦЗ. В январе 1927 Евлогий был запрещён в священнослужении Архиерейским синодом РПЦЗ. Это, однако, не было признано ни Московской патриархией, ни целым рядом других поместных церквей.
В июле 1927 последовал указ заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), в соответствии с которым Евлогию как управляющему русскими Церквами в Западной Европе предписывалось дать письменное обязательство лояльности советскому правительству. Евлогий согласился на это, оговорив, что залогом лояльности должна стать аполитичность Церкви. В мае 1928 митрополит Сергий и Временный Священный Синод подтвердили право митрополита Евлогия возглавлять приходы русской Церкви в Западной Европе. Все определения Архиерейского синода РПЦЗ, направленные против Евлогия, были признаны не имеющими канонической силы. Летом 1930 в Лондоне Евлогий принял участие в экуменической молитве за страждущую русскую Церковь. В июле 1930 последовал указ митрополита Сергия об увольнении Евлогия от управления русской Церковью в Западной Европе.
В феврале 1931 года Евлогий вместе со своими приходами в Западной Европе перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Грамотой патриарха Константинопольского Фотия II от февраля 1931 Евлогий был назначен экзархом русских церквей Западной Европы Константинопольского патриархата. Рассматривал отношения подчинённых ему приходов с патриархом Константинопольским как временные, «впредь до восстановления свободной связи с Матерью Русской Церковью».
В годы 2-й мировой войны Евлогий оставался в Париже, оккупированном фашистской Германией, подвергался допросам. Переживая разделение с русской Церковью, Евлогий делал всё возможное для восстановления канонического единства с ней. После официального воссоединения русских православных приходов Западной Европы с РПЦ (сентябрь 1945) Евлогий - экзарх западноевропейских приходов в составе Московского патриархата. В ноябре 1945 патриарх Алексий I направил телеграмму патриарху Константинопольскому Вениамину с просьбой благословить митрополита Евлогия и его паству на воссоединение с РПЦ, однако ответа не последовало вплоть до его кончины.
В начале 1920-х годов Евлогий выступил инициатором создания в Париже Православного Свято-Сергиевского богословского института (официально открыт в апреле 1926), ставшего крупнейшей богословской школой русского зарубежья, а также научным центром мирового значения. В институте преподавали такие учёные, как епископ Кассиан (Безобразов), архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Николай Афанасьев, протоиерей Василий Зеньковский, С. Н. Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, А. В. Карташёв, Б. П. Вышеславцев, В. Н. Ильин, Г. П. Федотов, В. В. Вейдле, К. В. Мочульский, Л. А. Зандер, П. Е. Ковалевский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др. Евлогию принадлежит заслуга создания целого ряда «малых» церквей в районе проживания русских беженцев, восстановления дореволюционных и устроения новых православных храмов в Западной Европе. Он тесно сотрудничал с Русским студенческим христианским движением, деятельность которого связывал с объединением русской эмигрантской молодёжи вокруг Церкви.
Погребён в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в склепе церкви Успения Божией Матери.
Источн.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 годы / Сост. М. Губонин. М., 1994; Переписка Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921-1922 / Публ., коммент., предисл. Н. Ю. Лазарева // Уч. зап. Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6.
Соч.: Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные Т. Манухиной. М., 1994.
Лит.: Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Jordanville, 1966; Троицкий С. О неправде Карловацкого раскола. М., 1992; Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994; Митрофанов Г., священник. Православная церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995; Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви. 1917-1997. М., 1997; Вениамин (Федченков), митрополит На рубеже двух эпох. М., 2004; Антоний (Храповицкий), митрополит. Жизнеописание. Письма к разным лицам. СПб., 2006.
А. А. Кострюков.