Евнухи
ЕВНУХИ (от греческого εὐνούχος - хранитель ложа), кастраты на службе восточных и античных правителей и сановников. Осуществляли надзор за гаремами, а также нередко являлись управляющими и советниками при дворах властителей, несли военную службу (командовали дворцовой гвардией и тайной полицией), временами им поручалось ведение государственных дел, руководство дипломатическими миссиями, финансовыми и торговыми операциями. Евнухи часто становились наставниками наследников престола, доверенными лицами султанов и императоров, государственными деятелями и военачальниками.
В Китае институт придворных евнухов существовал на протяжении тысячелетий - с эпохи Чжоу (11-3 века до нашей эры) до упразднения монархического строя в 1911 году. По китайской традиции евнухи, занимавшие должности главных камердинеров, ведали интимными встречами монархов с их жёнами и наложницами. В последние столетия истории императорского Китая - при династиях Мин и Цин - численность евнухов на государственной службе превышала 10 тысяч человек. В эту эпоху китайские евнухи часто добивались значительного политического влияния и брали в свои руки бразды правления государством.
Реклама
На Ближнем Востоке практику использования евнухов при дворе ввели ассирийцы (предположительно в 15-11 веках до нашей эры). В Ахеменидов государстве евнухи часто становились советниками и служителями двора; в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира II упоминаются евнухи - стражи гарема. Эта практика была унаследована Сасанидами.
Под влиянием духовно-культурных традиций Востока евнухи широко использовались античными властителями, особенно в эпоху Римской империи. Римско-византийское законодательство последовательно запрещало кастрацию как сознательное уродование людей (наиболее строго при императорах Домициане и Юстиниане I), однако ввоз кастратов с Востока не возбранялся. Евнухи приобрели значительное политическое влияние в Риме, особенно при императорах Диоклетиане и Констанции II. В Византии евнухи широко привлекались на службу при императорском дворе.
Распространение ислама на территориях Ближнего и Среднего Востока, где использование евнухов вошло в обычай, предопределило их важное место в полигамном мусульманском обществе Халифата, начиная с эпохи Аббасидов. С середины 13 века до 1920-х годов на специальный корпус евнухов возлагалась почётная миссия поддержания правопорядка у гробницы пророка Мухаммеда в Медине. В Османской империи дворцовые евнухи использовались уже в правление султана Мурада II. При султане Сулеймане I Кануни прославились несколько евнухов-полководцев, в их числе завоеватель Йемена - адмирал Сулейман-паша. В османский период одним из наиболее влиятельных сановников был глава евнухов султанского двора - кызлар агасы (турецкий - господин девушек), под началом которого находились гаремные евнухи. Их численность достигла максимума (по различным данным, 600-800 человек) при султане Мураде III (1574-95). Одним из наиболее известных евнухов в османской истории был абиссинский раб Бешир-ага (около 1655-1746) - выдающийся государственный и религиозный деятель, литератор и библиофил. Влияние евнухов при османском дворе начало постепенно угасать после запрета в 1857 году работорговли на территории Османской империи. В Южной Азии евнухи занимали важные позиции при дворе Великих Моголов и служили махараджам индийских княжеств. Институт евнухов пополнялся за счёт лиц, оскопление которых производилось на добровольных началах (как условие приёма на службу) или осуществлялось принудительно. Так, «чёрными евнухами» при османском дворе становились африканские рабы, которые насильственно подвергались кастрации (обычно в возрасте 8-11 лет), главным образом в Верхнем Египте.
Византийцы впервые ввели кастратов в состав церковных хоров, что послужило прообразом для крупного музыкального и культурного явления - певцов-кастратов, выступавших на оперных сценах Европы в 17-18 веках (среди них наиболее известен итальянский певец Фаринелли). Официальный запрет на «производство» кастратов в музыкальных целях был наложен папой Римским Львом XIII в 1878 году.
В восточной, а позднее в европейской литературной традиции сложился в целом отрицательный образ евнухов - невежественных интриганов, шпионов и сводников, отличавшихся алчностью, скупостью, жестокостью и т.д. На деле физическая неполноценность евнухов не умаляла их умственных способностей и в малой степени влияла на их нравственные качества.
Лит.: Anderson М. М. Hidden power: the palace eunuchs of imperial China. Buffalo, 1990; Marmon Sh. Е. Eunuchs and sacred boundaries in Islamic society. N. Y., 1995; Ayalon D. Eunuchs, caliphs and sultans: а study of power relationships. Jerusalem, 1999; Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000; Hathaway J. Beshir Agha: chief eunuch of the Ottoman Imperial harem. L., 2005.
С. А. Кириллина.