Галли-Биббиена

ГАЛЛИ-БИББИЕНА (Galli Bibbiena; Galli-Bibiena; Galli da Bibbiena), семья итальянских сценографов, архитекторов и живописцев-декораторов 2-й половины 17 - 18 века. Представители позднего барокко, Галли-Биббиена создавали пышные архитектурные декорации преимущественно для постановок опер-сериа; благодаря деятельности во многих городах Европы были главными законодателями вкуса в области театрально-декорационного искусства своей эпохи.

Родоначальник семьи - Джованни Мария (Старший) (1618 или 1625, Биббиена, близ Болоньи - 21.6.1665, Болонья), обучался в Болонье у Ф. Альбани и М. Альдровандини. Писал ведуты, фрески (в Палаццо Комунале и церкви Дель Джезу в Болонье и др.). Его дети - дочь, живописец Мария Ориана (1656-1749), и сыновья, Фердинандо и Франческо, крупнейшие представители художественной династии.

Галли-Биббиена Фердинандо (18.8.1657, Болонья - 3.1.1743, там же), учился в Болонье у М. Альдровандини, К. Чиньяни, Дж. А. Маннини, Э. Ривани (некогда машиниста театра в Версале) и архитектора Дж. Дж. Монти. Около 30 лет работал в Парме (с 1697 «первый придворный архитектор») и Пьяченце, исполнял декоративные работы (в «Театро Фарнезе» в Парме, в церквах), оформлял празднества, церемонии и спектакли. В 1708 году приглашён эрцгерцогом Карлом Австрийским (будущим император Карлом VI) в Барселону, затем в Вену (1712-16), где оформлял спектакли и церемонии. В Мантуе построил «Театро Реале» (1731-35). В сценографии, отказавшись от ренессансного принципа симметричного построения декораций, стремился к созданию динамичной пространственности за счёт глубинной диагональной перспективы, совмещения различных точек зрения, живописного иллюзионизма (работал в театрах Венеции, Неаполя, Генуи, Болоньи, Турина, Милана, Мантуи и др.). Его теоретические труды об архитектуре и законах её перспективного изображения оказали большое воздействие на европейскую сценографию 18 - начала 19 века. Отец сценографов и архитекторов Алессандро (1686-1748), Антонио Луиджи, Джованни Марии (Младшего) (1693 или 1694-1777) и Джузеппе.

Реклама

Франческо (12.12.1659, Болонья - 20.1.1739, там же), учился в Болонье у Л. Пазинелли и К. Чиньяни (1672-73). Исполнял росписи церквей и дворцов (Палаццо Фантуцци в Болонье, 1678-1684; Палаццо Дукале в Пьяченце, 1682, и др.). Позднее работал в Риме, был придворным архитектором в Мантуе. Построил оперные театры в Вене (1704), Нанси (1708-09), «Театро Филармонико» в Вероне (около 1715) и «Театро Алиберти» в Риме (1720; оба - вместе с Антонио Луиджи). Оформлял спектакли придворного театра в Вене, в театрах Генуи, Неаполя (оперы А. Скарлатти), Милана, Вероны, Венеции и др. В 1726 году вернулся в Болонью, где возглавлял академию Клементина. Отец сценографа и архитектора Джованни Карло Сичинио (1717-60), работавшего в Болонье, Милане и Лиссабоне (с 1752).

Галли-Биббиена Джузеппе (5.1.1696, Парма - начало 1757, Берлин), работал с отцом в Вене над оформлением императорских празднеств и церемоний; с 1727 года главный придворный художник театра. По его проекту перестроен Маркграфский театр в Байрёйте (1744-1748; также декоративные росписи, совместно с сыном Карло) - один из лучших сохранившихся барочных театральных залов. Затем был «первым театральным архитектором» в Дрездене (построил оперный театр в Цвингере, 1737-38, не сохранился; оформлял постановки опер Н. Йоммелли, И. А. Хассе и др.); сотрудничал также с театрами Венеции (сценография опер А. Вивальди, 1742-43), Праги, Берлина (с 1754), Мюнхена, Линца. Виртуозно использовал иллюзионистические пространственные эффекты; одним из первых применил транспарантные (просвечивающие) декорации. Автор теоретического труда «Архитектура и перспектива» («Architetture е prospettive», 1740-1743). Отец сценографов Карло Игнацио и Фердинандо Антонио (умер после 1778).

Антонио Луиджи [1.1.1698 (по другим сведениям, 16.1.1700), Парма - 28.1.1774, Милан], обучался в Болонье у Дж. Дж. дель Соле, Ф. Торелли и М. А. Франческини. В 1712-17, 1721-40 и 1745-51 годах жил в Вене; с 1727 - «второй придворный театральный архитектор». Сотрудничал с отцом и братом Джузеппе в работе над оформлением опер в придворном театре. Исполнял живописный декор церквей в Вене (церковь Святого Петра, 1730-32), Пресбурге (ныне Братислава), Мельке, Гурке и др.; оформлял церемонии (погребение императора Карла VI в 1740). Работал также в Сиене (в 1753 построил театр в Палаццо Публико; не сохранился), Пистое, Ливорно, Парме, Милане; во Флоренции реконструировал «Театро делла Пергола» (1755). В Болонье построил «Театро Комунале» (1756-63), оформлял спектакли (оперы К. В. Глюка, В. Манфредини и др.), исполнил росписи в Палаццо Комунале (1762-63) и др. Член академии Клементина. В Саббионете декорировал церковь Вознесения Богоматери (1768; возможно, по эскизам Фердинандо); в Мантуе построил «Театро Шентифико» («Научный театр») в академии Виргилиана (1767-69) и фасад церкви Сан-Барнаба; исполнил роспись одного из залов в Палаццо Дукале.

Галли-Биббиена Карло Игнацио (крещён 8.2.1721, Вена - 1787, Флоренция), сын и ученик Джузеппе. Работал в Байрёйте (с 1745), Мюнхене (1753-56), Риме, Болонье, Лондоне; в 1763-72 годах оформлял придворные спектакли в Берлине (оперы И. А. Хассе, И. Ф. Агриколы и др.). Затем работал в Неаполе, Павии (создал план «Театро Гранде», 1773), Санкт-Петербурге (до 1778), Стокгольме и Дроттнингхольме. Сценография Карло Галли-Биббиена отмечена дробностью тщательно выписанных форм и суховатостью исполнения. В 1767 году в Тревизо у него обучался П. ди Г. Гонзаго.

Соч.: Galli-Bibiena F. Varie opere di prospettiva... Bologna, [1704]; idem. L’architettura civile preparata sulla geometria... Parma, 1711; idem. Direzione а giovani studenti nel disegno dell’architettura civile. Bologna, 1725; idem. Direzioni delle prospettive teoriche... 2 ed. Bologna, 1753.

Лит.: Hyatt А., Mayor А. The Bibiena family. N. Y., 1945; Hadamowsky F. Die Familie Galli-Bibiena in Wien. [W.], 1962; Muraro М. Т., Povoledo Е. Disegni teatrali dei Bibiena. Venezia, 1970.

В. А. Кулаков.