Галлиари

ГАЛЛИАРИ (Galliari), семья итальянских сценографов и живописцев-декораторов 18 - начала 19 века. Глава семьи - живописец Джованни Галлиари (Старший) (около 1680-1720) из Андорно (Пьемонт); работал в Милане и Кремоне. Его сыновья - Бернардино, Фабрицио и Джованни Антонио. Театральные работы семьи Галлиари (преимущественно оформление опер-сериа, а также опер-буффа) завоевали европейскую известность; в них обнаруживается переход от позднего барокко к рококо.

Галлиари Бернардино (3.11.1707, Андорно - 31.3.1794, там же), учился в Милане в 1720-е годы (вместе с братом Фабрицио). Испытал влияние Дж. Б. Тьеполо и Дж. Б. Крозато. Братья часто работали вместе, однако Фабрицио предпочитал архитектурные мотивы, а Бернардино - изображение фигур. В 1735 году братья Галлиари исполнили иллюзионистические росписи в замке герцога Висконти в Бриньяно-Джера-д’Адда. Воздействие французского рококо заметно в росписях Бернардино Виллы Беттони в Больяко (на озере Гарда), замка делла-Кроче в Асти (1760-е годы), плафоне Виллы Кривелли в Кастеллаццо-ди-Боллате, близ Милана. В 1772 году Бернардино был приглашён королём Фридрихом II в Берлин, где декорировал церковь Святой Хедвиги и оформлял спектакли придворного театра; написал портрет Фридриха II Великого (частная коллекция, Андорно). В поздних совместных работах братья Галлиари (декор замка Ле-Марш близ Шамбери, в Савойе) заметен переход к классицистическому стилю (под влиянием искусства Ф. Ювары). Братья работали также в театрах Милана (с 1742; оформленной ими постановкой оперы «Узнанная Европа» А. Сальери открылся театр «Ла Скала» в 1778), Турина, Рима, Парижа и Вены («Альцеста» К. В. Глюка, 1767, и др.). В отличие от театральных работ семьи Галли Биббиена, сценография братьев Галлиари более сдержанна по форме и часто использует пейзажные мотивы (изображения неба, деревьев, морские берега и т.п.). Бернардино писал также религиозные картины («Поклонение волхвов», галерея Брера, Милан). Среди учеников братьев Галлиари - П. ди Г. Гонзаго.

Реклама

Галлиари Фабрицио (28.9.1709, Андорно - июнь 1790, Тревильо), в годы учёбы в Милане испытал влияние сценографа П. Ригини. Работал в театрах Милана, Турина, Лоди, Пармы, Парижа, Инсбрука, Вены. В пейзажных мотивах его декораций, с их хрупким изяществом форм, обилием света и воздуха, ощутимо влияние французского рококо; в поздних работах мастер отдал дань классицизму (фронтальность композиций, симметрия, равновесие форм). Исполнил роспись купола собора в Бергамо. Его сыновья - Джузеппе (Джузеппино) (1742 или 1748-1817), живописец и сценограф (работал в Турине, Женеве, Марселе; также автор пейзажных акварелей) и Джованни (Младший) (1746-1818), работавший в Турине и Берлине.

Джованни Антонио (26.3.1714, Андорно - 1783, Милан), живописец, изображавший преимущественно цветы; работал в Милане. Его сыновья - живописец Фабрицио (Младший) и сценограф (также пейзажист) Гаспаро (1761- 1823), работавший в театрах Верчелли, Казале, Венеции, Генуи, Вены и Милана.

Лит.: Avogardo di Valdengo G. Sulla vita е sulle opere di В. Galliari. Torino, 1847; Bossagli R. I fratelli Galliari. Mil., 1962; Viale-Ferrero М. La scenografia del Settecento е i fratelli Galliari. Torino, 1963.

В. А. Кулаков.