Гардель (семья артистов)
ГАРДЕЛЬ (Gardel), семья французских артистов балета. Максимильен Леопольд Филипп Жозеф (18.12.1741, Мангейм, Германия - 11.3.1787, Париж), с 1755 года учился в Париже в Королевской академии музыки и танца, на сцене которой дебютировал в 1759. В 1764 году стал солистом труппы, соперничая с Г. Вестрисом. Танцовщик эпохи классицизма, с успехом выступал в героических партиях (Александр - «Апеллес и Кампаспа» Ф. Аспельмайра, и др.). Переходя от пантомимы к танцу, отказывался от выразительности и эмоциональности, добиваясь лишь точности и изящества пластики; отменил маску и устарелую форму балетного костюма на французской сцене (танцевальная партия Аполлона в опере «Кастор и Поллукс» Ж. Ф. Рамо, 1772). В 1773-81 годах помощник балетмейстера, в 1781-87 - главный балетмейстер Королевской академии музыки и танца. Создал балеты-пантомимы «Нинетта при дворе» Э. Р. Дуни (1778), «Мирза и Линдор» Ф. Госсека (1779), «Первый мореплаватель» А. Гретри (1785) и др.
Реклама
Его брат Пьер Габриель (4.2.1758, Нанси - 18.10.1840, Париж), в 1771 году поступил в Королевскую академию музыки и танца. С 1772-го (ещё учеником) исполнял танцевальные выходы в операх К. В. Глюка, А. Гретри, Ф. Госсека. В 1781-1782 годах выступал на сцене лондонского Королевского балета в труппе Ж. Ж. Новерра, затем вернулся в Париж. Исполнял партии Линдора («Мирза и Линдор» Госсека), Дезертира («Дезертир» П. А. Монсиньи); в постановках Новерра - Ринальдо и Язона («Ринальдо и Армида» и «Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа), Альфонсо («Адель де Понтье» Й. Старцера) и др. В 1788-1827 годах главный балетмейстер Королевской академии музыки и танца, в 1799-1815 - директор её балетной школы. Его деятельность способствовала наивысшему расцвету французского академизма. В 1790 году поставил балеты «Телемак на острове Калипсо» и «Психея» Э. Миллера (исполнил партии Телемака и Аполлона). В этих спектаклях балетмейстер предвосхитил формы стиля ампир, развивал их позже в балетах на мифологические сюжеты. В 1792-93 годах ставил революционные зрелища в сотрудничестве с художником Ж. Л. Давидом и композиторами Ф. Госсеком и Э. Мегюлем: «Дароприношение Свободе», «Праздник в честь Разума», а также балет «Суд Париса». Среди других постановок наиболее известны балеты: «Танцемания» Мегюля (1800), «Поль и Виргиния» (1804) и «Оправданная служанка» (1818) Р. Крейцера. В 1829 году в последний раз вышел на сцену - исполнил менуэт с М. Тальони.
Мари (до замужества в 1794 выступала под фамилией отчима, композитора Э. Миллера; 1770-1833), жена Пьера Габриеля Гарделя. Училась в школе при Королевской академии музыки и танца в Париже. Дебютировала при дворе в 1785 году.
В 1786-1816 годах танцевала на сцене Королевской академии музыки и танца. С успехом выступала в балетах своего мужа «Танцемания», «Психея» и др. Ж. Ж. Новерр высоко ценил её талант, виртуозную технику и музыкальность.
Лит.: Castil-Blaze М. La danse et les ballets depuis Basshus jusqu’à Mlle Taglioni. Р., 1832; Бурнонвиль А. Моя театральная жизнь // Классики хореографии. Л.; М., 1937.
В. М. Красовская.