Гармония (в философии)

ГАРМОНИЯ (греческий αρμον?α - связь, согласие, стройность), соразмерность частей целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; категория эстетики и философии, применявшаяся также в социально-политической и этической теориях; первоначально - музыкальная  метафора, интерпретирующая любой тип системной организации (в космологии, психологии, политике и так далее) по аналогии с ладом в музыке.

В древнегреческой философии понятие гармонии выражало идею организованности космоса (в противоположность хаосу). Общеантичная концепция космической гармонии впервые была подробно разработана и конкретизирована представителями орфикопифагорейской традиции, учившей о музыкальном  строе мира (смотри Гармония сфер). Гераклит понимал гармонию более широко - как сокровенное тождество противоположностей («тайная гармония лучше явной» - Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 192). Учение пифагорейцев о гармонии космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию гармонии нравственное значение, понимая гармонию как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (смотри «Государство» III 400 е). Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершённость целого, распространяя понятие музыкальной  гармонии на все области действительности. Так, различного рода последовательности тонов имеют, по Аристотелю, разное общественное и воспитательное значение («Политика» VIII 7).

Реклама

Значительное место понятие гармонии занимало в эстетике Возрождения, выдвинувшего идеал всесторонне развитого человека. Попытки научно сформулировать законы гармонии характерны для Леонардо да Винчи, А. Дюрера и др. Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в математической точности пропорций и т. д. Гармония считалась существенным признаком и даже источником прекрасного.

В 18 веке понятие гармонии разрабатывалось представителями рационализма. Г. В. Лейбниц развил учение о предустановленной гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено Богом («Монадология», параграф 51 сл.). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение (А. Шефтсбери). Понятие гармонии играло большую роль в немецкой классической эстетике (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер). И. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию, прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью. Развёрнутую теорию гармонии дал Г. В. Ф. Гегель. Гармония  внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна, по Гегелю, для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатство духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство Нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма.

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С. 36-84; Дель Ре Дж. Космический танец. Научное исследование таинственной гармонии Вселенной. М.; Милан, 2006.

А. Ф. Лосев.