Гартман Николай

Гартман (Hartmann) НиколайГАРТМАН (Hartmann) Николай (20.2.1882, Рига - 9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ. В Юрьеве (ныне Тарту) изучал медицину, в Санкт-Петербурге - классическую филологию и философию (у Н. О. Лосского). После 1905 года в Марбурге у Г. Когена и П. Наторпа. Профессор Марбургского (1920-25), Кёльнского (1925-31), Берлинского (1931-45) и Гёттингенского (с 1946) университетов. Гартман - один из немногих системосозидателей в философии 20 века, основатель «новой критической онтологии» - «новой», ибо она порывает с традицией априорно-дедуктивной и спекулятивной метафизики от Платона до Гегеля, и «критической», то есть освобождающей от искажений проблемное содержание кантовского критицизма. Метод новой онтологии включает в себя три элемента: феноменологическое описание «данности» как исходный пункт, анализ «данностей» и постановка проблемы, требующей решения («апоретика»), и философская рефлексия, соединяющая результаты этих этапов в осмысленное и обоснованное целое (собственно теория). Феноменология - необходимый подготовительный этап исследования, она определяет то, что есть, и даёт интуитивное познание данных в опыте сущностей. Но она не ставит проблем, не даёт теории предмета и, как показала эволюция взглядов Э. Гуссерля, так и не вышла за пределы сознания. Воплотить гуссерлевский призыв: «К самим вещам!», можно только признав бытие сущего в себе, то есть независимо от сознания. Познание - это «трансцендентный акт», оно имеет дело с самим бытием по ту сторону субъекта.

Реклама

Непосредственный опыт открывает нам две «сферы», или два «способа», бытия (Seinsweise) - идеальное и реальное. Идеальное бытие - это область чистой математики, «царство ценностей» и до некоторой степени - логики; как и реальное бытие, оно транссубъективно, то есть не зависит от познающего субъекта, который его только обнаруживает, но не создаёт. Всякое бытие имеет два аспекта - «тут-бытие» и «так-бытие» (Dasein и Sosein), или, в традиционной терминологии, - существование и сущность. Именно в аспекте «тут-бытия» идеальное отличается от реального, которое есть «царство конкретности» с его «вещественностью», пребыванием во времени, «бренностью» и «индивидуальностью». По всем этим параметрам идеальное противостоит реальному: оно внечувственно, бестелесно, вневременно и представляет всеобщее. Гартман переворачивает соотношение мира идей и мира вещей, которое известно по философии Платона и Г. В. Ф. Гегеля. Всё богатство содержания и полнота жизни оказываются принадлежностью чувственно воспринимаемой реальности, идеальное же имеет значение лишь постольку, поскольку существует человек, которому время от времени удаётся в какой-то степени его воплотить в нравственных поступках, художественном творчестве и научной работе. Неслучайно в многочисленных произведениях Гартмана так и не содержится развёрнутого представления о структуре идеального мира.

Особый характер модальности (отношения возможности, действительности и необходимости) предопределяет господство детерминизма в реальном мире. Реальная возможность как совокупность условий, необходимых для возникновения данного явления, ничем не отличается от действительности и тем самым совпадает с необходимостью. Это не означает засилья механической причинности. Формы детерминизма варьируются в зависимости от того, какой «слой», или «пласт» (Schicht), рассматривается в иерархической структуре бытия. Гартман формулирует «законы» и «основоположения», определяющие взаимоотношение низших и высших слоёв - неорганической материи, жизни, психического и духовного бытия: «основоположение зависимости» (высшее зависит от низшего, но не наоборот), «закон нового» (высшее не сводится к низшему), «закон безразличия» (низшего к высшему), «закон материи» (низшее - материал для высшего) и др. Не может быть развития низшего в высшее, что предполагает так называемую «имманентную целесообразность» (телеологию), а телеология несовместима с наукой.

Вслед за М. Шелером Гартман разрабатывал так называемую материальную (содержательную) этику ценностей (смотри Аксиология), противостоящую «формальной» этике И. Канта. Человеческие поступки и нравственный характер личности определяются «чувством ценности», эмоциональным предпочтением одного объекта желания другому (например, полезного приятному). Этот акт выбора всецело индивидуален, предстаёт как свободное решение личности, которое не терпит никакого всеобщего закона. Отсюда Гартман «перевёртывает» формулу категорического императива Канта: «Поступай так, чтобы правила твоей воли никогда не могли целиком стать основой всеобщего законодательства» (Ethik. В.; Lpz., 1926. S. 476). «Царство ценностей», являющееся предметом выбора, носит объективный и неизменный характер (исторически меняется лишь сознание ценностей), структуру и иерархию его призвана определить философия. Называя Ф. Ницше «первооткрывателем», не понявшим, подобно Колумбу, своего открытия, Гартман считал, что благодаря ему было осознано то, что «ценностей много» и «мы не знаем ни всего многообразия, ни его единства», каковые и предстоит ещё постигнуть этике (Этика. СПб., 2002. С. 121).

Гартман оказал влияние на феноменологическое направление в этике и эстетике, поворот к онтологии в западноевропейской и американской философии и на неомарксизм (поздний Д. Лукач и др.).

Соч.: Grundsätze einer Metaphysik der Erkenntnis. В.; Lpz., 1921; Ethik. В.; Lpz., 1926; Das Problem des geistigen Seins. В.; Lpz., 1933; Zur Grundlegung der Ontologie. В.; Lpz., 1935; Мöglichkeit und Wirklichkeit. В.; Lpz., 1938; Der Aufbau der realen Welt. В.; Lpz., 1940; Philosophie der Natur. В., 1950; Аsthetik. В., 1953; Kleinere Schriften. В., 1955-1958. Bd 1-3; Эстетика. М., 1958; Систематическая философия в собственном изложении // Фауст и Заратустра. СПб., 2001; Этика. СПб., 2002.

Лит.: Barone F. N. Hartmann nella filosofia del Novecento. Torino, 1957; Mohanty J. N. Hartmann and А. N. Whitehead. Calcutta, 1957; Горнштейн Т. Н. Философия Н. Гартмана. Л., 1969; Bulk W. Das Problem des idealen Ansich-Seins bei N. Hartmann. Meisenheim am Gian, 1971; N. Hartmann, 1882-1982 / Hrsg. von А. J. Buch. Bonn, 1982; Stallmach J. Ansichsein und Seinsverstehen. Bonn, 1987; Morgenstern М. N. Hartmann zur Einführung. Hamb., 1997; Harich W. N. Hartmann: Leben, Werk, Wirkung. Würzburg, 2000.        

М. А. Киссель.