Газали

ГАЗАЛИ, Абу Хамид Мухаммед аль-Газали или аль-Газзали [1058, г. Тус, Хорасан (Иран) - 19.12.1111, там же], мусульманский богослов, философ, мистик и правовед. Рано осиротев, воспитывался с братом Ахмадом среди суфиев, к которым принадлежал его опекун. Учился в Тусе, затем у ашарита аль-Джувайни (умер 1085) в Джурджане и в Нишапуре у приобщившего Газали к суфизму аль-Фармади (умер 1085). В 1091 году назначен сельджукским везиром Низам аль-Мульком преподавать право шафиитского толка в багдадском медресе Низамия, где лекции Газали пользовались большим успехом. В написанном тогда сочинении «Цели философов» («Макасыд аль-фалясифа») дано систематическое изложение мусульманского аристотелизма (логики, физики, метафизики), критике которого посвящено законченное к началу 1095 года «Опровержение философов» («Тахафут аль-фалясифа»). В 1095 году пережил духовный кризис и отошёл от преподавания и общественной жизни. Передав кафедру в Низамии брату Ахмаду, Г. покинул Багдад под предлогом совершения хаджа. Как странствующий суфий посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку, Медину. В 1097 году Газали вернулся в Тус и до 1106 года жил затворником в основанной им суфийской обители. В этот период написан его главный труд - «Воскрешение наук о вере» («Ихья улюм ад-дин»), В 1106-10 годах по настоянию сына Низам аль-Мулька - Фахр аль-Мулька - преподавал право в медресе Низамия в Нишапуре. Незадолго до кончины вернулся в Туе.

Реклама

Газали знаменит критическим разбором мусульманского аристотелизма и богословским обоснованием суфийского мистицизма. Его творчество многогранно и противоречиво. Ему приписывают более 400 сочинений, но авторство многих сомнительно. Трудность определения взглядов Газали отчасти обусловлена тем, что в свои сокровенные мысли он посвящал лишь избранных. В автобиографическом сочинении «Избавляющий от заблуждения» Газали описал пройденный им духовный путь от слепой веры к каламу, от него - к аристотелизму (фальсафе), затем к исмаилизму; после долгих исканий он остановил выбор на суфизме. В каламе Газали придерживался ашаризма, сторонясь как буквального прочтения Корана, так и рационалистической экзегетики мутазилитов.

Философов Газали разделял на атеистов, натуралистов и метафизиков. К первым он относил древнейших мыслителей, утверждавших извечность мира и не признававших существования всемогущего Творца. Натуралисты признавали Бога, но все явления природы и человеческого сознания объясняли естественными причинами, отрицая потустороннюю жизнь и эсхатологические реалии. В число метафизиков (иляхиюн) Газали включал Сократа, Платона, Аристотеля и мусульманских аристотеликов Аль-Фараби и Ибн Сину. Разочаровавшись в фальсафе, Газали обратился к эзотерическому учению исмаилитов о постижении истины под руководством непогрешимого наставника-имама, вдохновлённого свыше и призванного раскрыть людям внутренний (батын) смысл священных текстов, но не стал его приверженцем. Обстоятельной критике исмаилизма Газали посвятил трактат «аль-Мустазхири», законченный в 1095 году по просьбе аббасидского халифа аль-Мустазхира и названый его именем.

«Воскрешение наук о вере» - своеобразная суфийская энциклопедия исламского образа жизни. В ней 4 части: окультовой практике (ибадат), общественных отношениях и обычаях (адат), пороках и пагубных чертах человеческого характера (мухликат), спасительных добродетелях (мунджият). В первой части содержится краткий компендий исламского богословия, во второй - обосновывается законность с точки зрения шариата коллективных суфийских радений (сама), а в последней части подробно рассказывается о «стоянках» (макамах) на пути мистика. В «Нише светов» («Мишкат аль-анвар»), написанной в последние годы жизни, Газали разработал суфийскую версию метафизики света. Отталкиваясь от понимания Бога как «света небес и земли» (Коран, 24:35), он представляет вселенную в виде световой иерархии, основанием которой служат материальные «тёмные» сущности, а вершиной - Чистый Свет, или Бог.

Много лет Газали посвятил изучению и пропаганде права шафиитского толка, его теории и методологии (усуль альфикх), изложенной в сочинении «Избранное» («аль-Мустасфа»). Как шафиит Газали признавал первенство среди источников права Корана, сунны и консенсуса (иджма). Принимая заключение по аналогии (кыяс), он критиковал ханафитов и маликитов, допускавших исправление выводов по аналогии во имя целесообразности и общего блага. Традиционную методологию фикха Газали дополнял аристотелевской логикой, считая её преддверием всех наук и условием достоверного знания.

Газали оказал громадное влияние на развитие мусульманской мысли, где за ним утвердилось почётное прозвище «довод ислама» (худжжат аль-ислам). Его сочинение «Цели философов» уже в середине 12 века было переведено на латынь и другие языки, став в средневековой Европе популярным пособием по аристотелевской философии, к последователям которой причисляли самого Газали (на рубеже 15-16 века выдержки из этого сочинения в переводе с древнееврейского на русский появились и на Руси).

Соч.: Избавляющий от заблуждения. Ответы на вопросы, предложенные ему // Григорян С. Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960; Воскрешение наук о вере. М., 1980; Опровержение философов // Аверроэс. Опровержение опровержения. М., 1999; Эликсир счастья // Хисматулин А. А. Классическое суфийское сочинение Кймийа-йи са’адат (Эликсир счастья). СПб., 2001; Наставление верующим. М., 2002; Весы деяний. М., 2004; Наставление правителям. М., 2005.

Лит.: Фахр ад дин Р. Имам ал-Газали. Оренбург, 1909 (на татарском языке); Gardner W.R. W. Аn account of al-Ghazali’s life and works. Madras, 1919; Wensinck А. J. La penséе de Ghazzali. Р., 1940; Bouyges М. Essai de chronologie des oeuvres de al-Ghazali. Beirut, 1959; Watt W. М. Muslim intellectual. А study of Al-Ghazali. Edinburgh, 1963; Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969; Laoust Н. La politique de Ghazali. Р., 1970; Lazarus-Jafeh Н. Studies in al-Ghazzali. Jerusalem, 1975; Umarruddin М. The ethical philosophy of al-Ghazzali. Lahore, 1982; ал-Джанаби М. Ал-Газали: В 4 т. Дамаск, 1998 (на арабском языке).

Т. К. Ибрагим.