Ге Николай Николаевич

ГЕ Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж - 1(13) или 2(14).6.1894, хутор Ивановский Черниговской губернии], российский живописец. Профессор (1863) и член (в 1872-1891) петербургской Академии Художеств. Правнук французского иммигранта. Учился на математических факультетах университетов Киева и Санкт-Петербурга (1847-49), в петербургской Академии Художеств (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер Академии Художеств в Италии (1857-63), посетил также Германию, Францию, Швейцарию; в 1857-59 годах жил в Риме (где познакомился с А. А. Ивановым), в 1860-69 - во Флоренции. В раннем творчестве заметно влияние К. П. Брюллова («Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила», 1856, ГРМ). Отличающие эту картину романтичная патетика, интенсивный колорит, контрастное освещение определили строй дальнейшего творчества Ге. В Италии обратился к сюжетам из древнеримской истории (эскизы неосуществлённых картин «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма», 1857-59, ГРМ, ГТГ), писал пейзажи. Творчество А. А. Иванова вдохновило Ге на создание картин на евангельские темы (эскиз картины «Возвращение с погребения Христа», 1859; «Вестники Воскресения», 1867; «Христос в Гефсиманском саду», 1869-1880-е годы; все - в ГТГ). Наибольший общественный резонанс вызвала картина «Тайная вечеря» (1863, ГРМ), где евангельский сюжет трактован подчёркнуто реалистически.

Реклама

Ге Николай НиколаевичПо возвращении в Санкт-Петербург Ге стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, 1870). В 1871 году обратился к исторической тематике: в картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (ГТГ) личный конфликт символизирует противостояние различных исторических сил. Следующие работы Ге на темы отечественной истории [«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874, там же; «Пушкин в селе Михайловском» («Пущин у Пушкина»), 1875, Художественный музей, Харьков], лишённые внутреннего драматизма, не удовлетворили художника, и он на несколько лет оставил живопись.

В 1876 году Ге поселился в своём имении в Черниговской губернии, где занялся сельским хозяйством и общественной деятельностью, помогая крестьянам. Образ мыслей и настроения Ге оказались близки мировоззрению Л. Н. Толстого, с которым художник познакомился в 1882 году. Вернувшись к искусству в поздний период, Ге продолжил работу над евангельскими сюжетами («Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», 1889, ГРМ; «Суд Синедриона. "Повинен смерти!"», 1892, ГТГ; «Распятие», 1894, Музей Орсе, Париж; неоконченная картина «Голгофа», 1893, ГТГ). Мастер считал, что искусство должно «опроститься», отбросить красивую манеру, «заражать» идеями, тем самым противостоя развлекательному салонному искусству. Показанная на 18-й выставке ТПХВ картина «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890, ГТГ) - лучшая из работ «Страстного цикла» - представляет трагический конфликт цинизма и веры, противостояние грубой силы и идеала самопожертвования. Картина была запрещена церковной цензурой и снята с выставки из-за неканонической трактовки образа Христа. Живопись позднего Ге настолько экспрессивна, что считалась современниками неоконченным подмалёвком, хотя Ге неоднократно переписывал свои холсты, добиваясь нужного художественного результата. Подобная манера письма отчасти предвосхитила стилистику экспрессионизма.

Ге Николай НиколаевичРаботал также в портретной скульптуре (бюсты - В. Г. Белинского, гипс тонированный, 1871, Музей русского искусства, Киев; Л. Н. Толстого, бронза, 1890, ГРМ, и др.); исполнял офорты и иллюстрации (к рассказу «Чем люди живы» Л. Н. Толстого, 1886). На протяжении всего творческой пути Ге обращался к портрету, изображая писателей, учёных, общественных деятелей - «властителей дум»: А. И. Герцена (1867), Н. И. Костомарова (1870, оба - в ГТГ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (оба 1872, ГРМ). Среди поздних работ особенно значительны портрет Л. Н. Толстого (1884, ГТГ), передающий величие и мощь мыслителя, и автопортрет (1892, Музей русского искусства, Киев), в котором художник предстаёт в облике седобородого старца апостольского вида, с горящим взглядом ироповедника, убеждённого в преображающей нравственной силе искусства.

Соч.: Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка. М.; Л., 1930.

Лит.: Стасов В. Н. Н. Ге. Его жизнь, произведения и переписка. М., 1904; Н. Н. Ге. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников / Сост. Н. Ю. Зограф. М., 1978; Тарасов В. Ф. Н. Н. Ге. Л., 1989; Порудоминский В. И. Н. Ге. М., 2000; Карпова Т. Н. Ге. [Альбом]. М., 2001.

А. М. Муратов.