Гелен Арнольд

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (29.1.1904, Лейпциг - 30.1.1976, Гамбург), немецкий философ и социолог, один из главных представителей философской антропологии. Изучал философию в Лейпциге (ученик Х. Дриша) и Кёльне. Профессор в Лейпциге (с 1934), Кёнигсберге (с 1938), Вене (с 1940). В годы 2-й мировой войны - офицер вермахта. Профессор социологии Высшей школы наук управления в Шпайере (с 1947), Высшей технической школы Ахена (1962-1969). Испытал влияние А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, философии жизни, феноменологии Э. Гуссерля, критической онтологии Н. Гартмана и др.

В главном труде «Человек. Его природа и его место в мире» («Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt», 1940) Гелен вслед за М. Шелером и Х. Плеснером стремился выявить специфическое положение человека в мире как особым образом организованного живого существа. Вслед за И. Г. Гердером он называет человека «недостаточным существом» (Мängelwesen) и вслед за Ф. Ницше - «ещё не определившимся животным». В отличие от животных человек лишён полноценных инстинктов, не имеет устойчивой системы реакций на соответствующие раздражители, он не пребывает от рождения в гармонии с природой, не вписан в свою «окружающую среду», «открыт» миру. С отсутствием специфической среды связан внутренний избыток побуждений, в силу чего важное значение приобретает их «разгрузка», состоящая в том, что более высокие уровни человеческой организации освобождают низшие, исполняя их функцию не непосредственно, а символически. Так, среди органов чувств зрение берёт на себя ведущую роль, позволяя ориентироваться без непосредственного соприкосновения с вещами. Ещё сильнее разгружает человека язык, дистанцируя его от частных определённостей ситуации. Всё это делает возможным более опосредованное, «свободное» поведение: человек не просто живёт, он «ведёт свою жизнь».

Реклама

Под влиянием прагматизма единство человека определяется у Гелена через понятие действия, понимаемого как единственный способ самоосуществления человека. Действуя, человек создаёт вторую природу - культуру и таким образом осуществляет себя через иное. Понятие действия позволило Гелен перейти к учению об институтах («Первобытный человек и поздняя культура» - «Urmensch und Spätkultur», 1956), предпосылкой возникновения которых Гелен считал отделение мотива действия от его объективной цели. Архаические институты (семья, животноводство, земледелие и т.п.) возникли как непредусмотренный результат религиозно-ритуального, изобразительного действия, проистекающего из фундаментальной антропологической потребности в стабильности мира; ритуальное изображение создаёт её путём «продуктивного повторения». Институты разгружают человека от избытка решений и избавляют от опасностей существования; проникая в глубины его сознания и воли, они позволяют ему действовать инстинктоподобно.

Гелен выделил три эпохи в истории человеческой культуры: культура охотников, земледельцев и современная индустриальная культура. Следуя М. Веберу, он описывал прогрессирующую рационализацию институтов, которые всё более подчиняются своим имманентным законам: инстанции, соединяющей совокупное истолкование мира и нормирование поведения, как это было в архаическую эпоху, больше не существует. Отсутствие взаимосогласования институтов между собой и с моральной жизнью человека означает для последнего тяжёлый груз необходимости принимать решения каждый раз по своему усмотрению - в этом Гелен усматривал корень современного субъективизма.

Печатью консервативной социальной критики отмечена «плюралистическая этика» Гелена («Мораль и гипермораль» - «Moral und Hypermoral», 1969), постулирующая наличие четырёх изначальных истоков морали («этосов»): стремление к взаимности; инстинктивное стремление к благополучию, переходящее в мораль эвдемонизма; родовая (клановая) мораль братской любви, предельно выраженная в «морали гуманности»; институциональный этос. В процессе рационализации институтов клановая (гуманная) мораль вступает в конфликт с этосом политических институтов, однако неконструктивная критика институтов с точки зрения «морали гуманности» отвергается Геленом, выступающим с проповедью «аскезы» для «сознающего свою ответственность меньшинства». В 1970-х годах Гелен был одним из лидеров неоконсервативной идеологии в ФРГ.

Соч.: Gesamtausgabe. Fr./М., 1978-2004-. Bd 1-7-.

Лит.: Thies С. Gehlen zur Einführung. Hamb., 2000.

А. Ф. Филиппов.