Гендерная социология
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, раздел социологии, в котором рассматривается, как связаны отношения между людьми в группах с их принадлежностью к определённому полу. Пол при этом понимается не как биологическая характеристика человека, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития (смотри Гендер). Принципиальная теоретическая посылка гендерной социологии заключается в том, что гендерные отношения образуют систему, или порядок, основанный на власти и иерархии. Предметом гендерной социологии являются различия социальных ролей разных полов, называемых гендерными группами или гендерами, а также смыслов и значений, которые с этими ролями связаны.
Гендерная социология начала формироваться в 1970-е годы в Великобритании, США, а затем и в других странах Запада. В конце 1980-х - начале 1990-х годов она вошла в научную практику России. Социальной предпосылкой развития гендерной социологии явилось развитие женского движения - так называемого феминизма 2-й волны. С этой точки зрения гендерная социология, наряду с другими областями гендерных исследований, является когнитивной (познавательной) практикой движения женщин за равенство прав и возможностей. Поэтому первоначальным предметом анализа гендерной социологии выступали женщины.
Реклама
Исходными теоретическими понятиями гендерной социологии и гендерных исследований в целом явились понятия патриархата, разделения публичного и приватного и половой роли. Патриархат в традиционном обществе - власть главы расширенной семьи над женой, младшими мужчинами, детьми и другими домочадцами. Глава современной нуклеарной семьи существует в сфере публичного и обеспечивает её связь с внешним миром, то есть выполняет роль добытчика и кормильца. Роль женщины в этой системе ограничивается сферой приватного. Она принимает на себя функцию заботы, эмоциональной поддержки и воспроизводства рабочей силы. В первой исторической форме гендерной социологии, в американском структурном функционализме 1940-50-х годов (Т. Парсонс, Р. Бейле), подобное разделение половых ролей рассматривалось как необходимое условие социального порядка. В 1950-60-е годы в работах учёных М. Комаровски (США) и В. Клейн (Великобритания) эта теоретическая посылка была подвергнута системной критике. Они (так же как их единомышленники 1970-1980-х годов - английские исследователи С. Уайз, Х. Вайнрайх, Л. Стэнли и др.) указывали, что в этой посылке не предусматриваются возможности изменения половых ролей, конфликты между предписываемыми и реально осуществляемыми ролями, а также между одновременно выполняемыми ролями. Анализ этих недостатков функционалистской модели вылился в разработку гендерной версии аналитической теории конфликта (американская исследовательница Дж. Чафиц и др.).
Критика ограничения социального пространства женщин сферой приватного приводит к пересмотру традиционной концепции стратификации. Основываясь на марксистской модели капиталистической эксплуатации, гендерные социологи отмечают, что женщины принимают участие в воспроизводстве рабочей силы, но их труд в домашней и неформальной экономике не оплачивается. Поэтому они как класс оказываются социально невидимыми: их социальный статус определяется по статусу отца, мужа или старшего мужчины в семье [смотри об этом в трудах К. Дельфи (Франция), Х. Хартман (США), С. Уолби (Великобритания)].
Несмотря на высокий уровень занятости женщин в публичной сфере и рост технической оснащённости производства, концепция традиционных половых ролей сказывается на гендерной сегрегации и стратификации профессий и их разделении на «мужские» и «женские». В гендерной социологии отмечается более низкий статус «женских» профессий и сфер занятости, гендерное неравенство в оплате труда, устойчивость феномена так называемого стеклянного потолка, то есть неформальных ограничений социальной мобильности женщин в рамках данной организации. Гендерная социология тесно связана с гендерной экспертизой трудового законодательства, работой по его совершенствованию с точки зрения равноправия гендерных групп и контролем за его исполнением.
Устойчивость гендерного неравенства, сохраняющегося вопреки проведению антидискриминационных мер, приводит к необходимости поиска причин этой устойчивости в сознании людей и практике социальных взаимодействий. Теоретико-методологическими основаниями этих исследований послужили этнометодология (Х. Гарфинкель) и символический интеракционизм (И. Гофман), которые изучают социальное взаимодействие как процесс переговоров и согласования смыслов. Категоризация обсуждаемых смыслов с помощью слов естественного языка и их последующее овеществление называется социальным конструированием. В этнометодологическом направлении гендерной социологии гендер понимается как поведение дееспособного индивида, отвечающего перед обществом за соответствие нормативным концепциям мужественности или женственности. Понимаемый таким образом гендер отличается от пола как отнесения человека либо к мужчинам, либо к женщинам на основании биологических признаков и от половой категоризации, то есть социальной идентификации индивида как мужчины или женщины. Пол человека не должен обязательно соответствовать той половой категории, к которой его относят, тогда как гендер должен обязательно ей соответствовать. Именно этим обстоятельством объясняются сложности освоения мужчинами «женских» сфер занятости, а женщинами - «мужских». Так, мужчина, занятый в столь гендеризованной области, как уход за детьми, должен найти способ разрешения противоречия между выполняемой им гендерной функцией заботы, которая приписывается женщинам, и принадлежностью к своей половой категории.
Формирование и воспроизводство гендерной системы, согласно этнометодологам (американские учёные К. Уэст, Д. Зиммерман и др.), происходит не в силу усвоения заданных гендерных ролей, а в силу того, что в процессе взаимодействия человек обязан соответствовать той половой категории, к которой его относят. Именно этим механизмом объясняются неравное распределение домашних обязанностей в ситуации равной занятости обоих супругов и так называемый двойной гнёт, который падает на плечи занятых в общественном производстве женщин.
Последователей символического интеракционизма интересуют самые разнообразные символические ресурсы конструирования гендерных отношений. Помимо конкретных ситуаций социального взаимодействия они анализируют также тексты, зрительные образы и фильмы, которые рассматриваются как орудия контроля и власти.
Исследования гендера как социального конструкта осуществляются с помощью качественных методов, таких как включённое наблюдение, глубинное интервью, дискурсивный анализ и др., что роднит их с классической этнологией, с одной стороны, и с постструктурализмом - с другой.
В последовательных формах конструктивистского подхода в гендерной социологии (например, американской исследовательницы С. Кесслер, У. Макенна) было пересмотрено исходное противопоставление пола гендеру как биологическому социальному и показано, что даже те сферы взаимодействия полов, которые первоначально считались биологически детерминированными, а именно телесно-эротические контакты людей (сексуальность), также являются социальными конструктами. Это способствовало расширению предмета гендерной социологии - стали исследоваться особенности сексуальности и эротизма в условиях модерна и постмодерна (3. Бауман, Э. Гидденс и др.). Наряду с нормативными сценариями сексуального поведения изучаются отклоняющиеся формы (инцест, сексуальная эксплуатация, сексуальное насилие, порнография как форма доминирования).
Отмеченные изменения в подходах гендерной социологии синтезированы в дефиниции гендера, которую даёт один из ведущих гендерных социологов - австралийский учёный Р. Коннелл. Согласно этому определению, гендер - структура социальных отношений, стержнем которой является репродуктивная сфера человека, и множество управляемых этой структурой практик, привносящих репродуктивные различия между телами в социальные процессы.
Отечественная гендерная социология формировалась на фоне множественности подходов и концепций, которые уже сложились на Западе, а также традиции исследования отношений между полами, заложенной русскими философами (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов) и теоретиками и практиками решения «женского вопроса» (А. М. Коллонтай и др.). Поэтому российская гендерная социология с самого начала отличается множественностью представленных в ней научных парадигм.
Тематически гендерная социология в России определяется специфическими проблемами, связанными с изменением гендерной системы в условиях трансформации социально-экономических отношений, начавшейся в 1990-е годы. Сюда относятся такие проблемы, как поведение разных гендерных групп в новых экономических условиях, изменение так называемого социального контракта «работающей матери», характерного для советского времени, роль СМИ в конструировании новых идеалов мужественности и женственности, изменение сценариев сексуального поведения, гендерные аспекты общественных движений.
Лит.: Connell R. W. Gender and power: society, the person and sexual politics. Camb., 1987; Abbott Р., Wallace С. An introduction to sociology: feminist perspectives. L.; N. Y., 1990; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6; Хрестоматия феминистских текстов / Под редакцией Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. СПб., 2000; Ярская-Смирнова Е. А. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001; О мужественности. Сб. ст. / Сост. и редактор С. А. Ушакин. М., 2002; Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. М.; СПб., 2002. Главный 9; Gender. А sociological reader / Ed. by S. Jackson, S. Scott. L., 2002; Социология гендерных отношений / Под редакцией 3.М. Саралиевой. М., 2004; Кон И. С. Сексуальная культура в России. 2-е изд. М., 2005; Тартаковская И. Н. Социальное положение женщин и мужчин: гендерные проблемы современной России // Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.
Т. В. Барчунова.