Гендерная психология
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, область психологии, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации, то есть противопоставлением мужчин и женщин по личностным качествам, ролям социальным и статусу. Гендерная психология включает такие направления исследований, как психология гендерных различий, психология женщин (или феминистская психология), психология мужчин, гендерная социализация, психология гендерных отношений.
Психология гендерных различий, сформировавшаяся на базе общей и дифференциальной психологии, сосредоточена на выявлении психологических различий между полами и поиском их причин. В психологических характеристиках мужчин и женщин гораздо больше сходства, чем различий. В когнитивной сфере у женщин лучше развиты вербальные способности (различия слабо выражены), а у мужчин - зрительно-пространственные и математические (различия выражены в средней степени). В социальном поведении различия выражены сильнее: мужчины агрессивнее, чем женщины, для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Социобиологическая модель половой детерминации (согласно которой половая дифференциация - универсальный биологический процесс) уступила место социокультурной модели, в которой половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей.
Реклама
Женская, или феминистская, психология возникла в связи с развитием междисциплинарной научной сферы «женских исследований» (Women’s Studies). Одни представительницы «женских исследований» разделяют взгляд о существовании минимальных различий между мужской и женской психикой, другие пытаются максимизировать психологические различия, чтобы возвысить личностные качества женщин, которые принижались «андроцентричной» культурой. Позиция сторонниц минимизации различий нашла отражение в концепции андрогинии, в которой наличие феминных качеств у мужчин и маскулинных у женщин уже не рассматривалось как нарушения в развитии личности. Сторонницы идеи максимизации гендерных различий считают, что женский психологический склад совершеннее мужского благодаря таким качествам женщин, как: способность развиваться и расти в процессе отношений, а не искусственно противопоставлять независимость и зависимость; видение мира, объединённого человеческими взаимоотношениями, а не системой правил; единство физической, умственной и эмоциональной сфер.
Появление «психологии мужчин» на основе «мужских исследований» (Men’s Studies) стимулировало обнаружение ряда важных факторов мужской общественной жизни: мужчины пользуются институциональными привилегиями за счёт женщин; за принятие стереотипов маскулинности (мужской идентичности), ради высокого статуса и привилегий, мужчины расплачиваются поверхностными межличностными отношениями, слабым здоровьем и преждевременной смертью; неравенство в обществе патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин (маскулинность белых гетеросексуальных мужчин среднего и высшего класса конструируется в противовес не только феминности, но и иным формам маскулинности, связанным с расой, социальным положением, сексуальной ориентацией). Изучается специфика мужской идентичности, её константы и стандарты, причины и тенденции изменения, психологические аспекты «кризиса маскулинности».
«Гендерная социализация» - направление, сформировавшееся на основе психологии развития и фокусирующееся на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, то есть на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества сверстников, СМИ) на формирование гендерной идентичности личности показывает, что становление мужчины и женщины происходит в различающихся психологических контекстах, возможно, в ущерб полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной).
Психология гендерных отношений, сформировавшаяся на основе социальной психологии, анализирует модели отношений между полами (были выделены две базовые модели: доминантно-зависимая и партнёрская). На разных уровнях социально-психологической детерминантами гендерных отношений являются гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерные идентичности.
Лит.: Maccoby Е. Е., Jacklin С. N. The psychology of sex differences. Stanford, 1974; Miller J. В. Toward а new psychology of women. 2nd ed. Boston, 1976; Unger R.К., Craw-ford М. Women and gender: а feminist psychology. N. Y., 1992; Gilligan С. In а different voice: psychological theory and women’s development. Camb. (Mass.), 1993; Golombok S., Fivush R. Gender development. Camb., 1994; Burn S. М. The social psychology of gender. N. Y., 1996; Chodorov N. The reproduction of mothering: psychoanalysis and the sociology of gender. Berk., 1999; Введение в гендерные исследования / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Хар.; СПб., 2001; Берн Ш. Гендерная психология. 2-е изд. СПб., 2004; Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб., 2004; Бендас Т. В. Гендерная психология. М.; СПб., 2005.
И. С. Клецина.