Гербарт Иоганн Фридрих

ГЕРБАРТ, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург - 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ и педагог. Учился в Йенском университете (1794-97), где слушал лекции И. Гербарта Фихте. В 1802-1808 годах преподавал философию и педагогику в Гёттингенском университете, в 1809-33 - профессор Кёнигсбергского университета, с 1833 - вновь в Гёттингене. Рано сложившаяся философия Гербарта («Основные моменты метафизики и логики» - «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей И. Канта в направлении философского реализма с включением многих элементов философии Г. В. Лейбница и элейской школы. Основное философское сочинение Гербарта - «Общая метафизика с началами философского учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosophischen Naturlehre», Bd 1-2, 1828-29).

В центре метафизики Гербарта - понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Гербарт приходит к понятию «реала» как конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Г. В. Лейбница). Мир, данный нам в ощущениях, - видимость, которая указывает, однако, на подлинное бытие; «вещь» - комплекс признаков, каждому из которых соответствует простая сущность; каждая такая простая сущность («реал») абсолютно неподвижна, непространственна, сущности не взаимодействуют друг с другом. Напротив, изменения, как и противоречия, присущи лишь миру видимости и нуждаются в объяснении. Явленная «вещь» - это более или менее постоянная связь (Гербарт называет эту часть метафизики синехологией, от греческого συνεχε?α - связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», то есть поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Гербарта - это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих философию Гербарта с позитивизмом 19 века и решительно разделяющих его с диалектикой немецкого классического идеализма, - определённая математизация философии на фоне характерного для Гербарта сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённого умозрения.

Реклама

В психологии Гербарт чутко реагировал на изменившееся восприятие личности в 19 веке (беспрестанно «льющееся» чувство - в противовес неподвижным и строго рубрицируемым «аффектам») и подверг критическому рассмотрению понятия «души» (понимаемой как «простая реальная сущность») и «я». Математизация имеет место и в психологии: Гербарт рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым в единстве сознания сосуществуют и борются различные представления (конфликт их может приводить к «торможению» одних представлений другими, «вытеснению» в бессознательное и т.п.).

Философия Гербарта не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию философского реализма и в середине 19 века стала официальной университетской системой философии, обязательной для преподавания. Гербарт оказал большое влияние на философию Э. Маха и других представителей новейшего позитивизма. В Австрии во 2-й половине 19 века получили развитие и эстетические идеи Гербарта (Р. Циммерман, О. Гостинский).

Значительную историческую роль сыграла педагогика Гербарта, в которой он выступал как продолжатель и систематизатор И. Песталоцци («Всеобщая педагогика» - «Allgemeine Рädagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet», 1806). Цель воспитания, по Гербарту, - «свободная, нравственная личность», основными путями достижения этой цели Гербарт считал управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), обучение и нравственное воспитание. В европейской педагогике 2-й половины 19 - начала 20 века большой популярностью пользовалось учение Гербарта о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).

Соч.: Психология. СПб., 1875; Sämtliche Werke. Lpz.; Langensalza, 1882-1912. Bd 1-19; Избр. педагогические сочинения. М., 1940.Т. 1.

Лит.: Fritzsch Th. J. F. Herbarts Leben und Lehre. Lpz., 1921; Weiß G. Herbart und seine Schule. Мünch., 1928; Brückmann А. Рädagogik und philosophisches Denken bei J. Fr. Herbart. Z., 1961.

Ал. В. Михайлов.