Герфиндаля индекс

ГЕРФИНДАЛЯ ИНДЕКС, наиболее распространённый показатель концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами:

HI = (D1)2 + (D2)2 + ... + (Dm)2,

где Di - доля на рассматриваемом товарном рынке i-го хозяйствующего субъекта - продавца, выраженная в процентах; i=1, 2, ..., m. D1 = Vi/Vm, где Vi - объём реализации (поставки) товара каждым продавцом.

В соответствии с различными значениями Герфиндаля индекса выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки: 2000 < HI < 10 000;

II тип - умеренно концентрированные рынки: 1000 < HI < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки: HI <1000.

Максимальное значение индекса в условиях 100%-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям со значением индекса выше 1400. От прочих показателей концентрации Герфиндаля индекс отличается тем, что учитывает различие предприятий в размерах, приводящее к усилению рыночной власти наиболее крупных компаний. Так, отрасль, где действуют только два предприятия, делящие рынок в пропорции 50/50, получает Герфиндаля индекс, равный 5000, а отрасль, где те же два предприятия делят рынок в соотношении 90/10, - 8200. В условиях несовершенной статистической базы в России Герфиндаля индекс может давать отчасти искажённую картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка удваивается). В зарубежной практике коэффициент концентрации и особенно Герфиндаля индекс применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

Е. Е. Румянцева.