Гейнсборо Томас

Гейнсборо (Gainsborough) ТомасГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14.5.1727, Садбери, графство Суффолк - 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Родился в семье торговца сукном. Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Ф. Гравло и др.), изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист [«Корнардский лес» («Лес Гейнсборо»), около 1748, Национальная галерея, Лондон]. Его ранние портреты отличаются наивным поэтическим очарованием, в них значительная роль отведена пейзажу. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 - около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон; Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж); с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон, и др.). Внутренняя светоносность колорита становится отныне одной из главных особенностей живописи Гейнсборо.

Реклама

В 1759-73 Гейнсборо работал в Бате, где круг его заказчиков составили английская знать, актёры и музыканты. Новые персонажи требовали большей репрезентативности; в портретах ощутимо влияние А. ван Дейка (портрет Дж. Баттола, или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати; графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон).

Гейнсборо (Gainsborough) ТомасВ 1774 году художник переехал в Лондон. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон); автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты [«Утренняя прогулка» (У. Халлетт с женой), 1785, Национальная галерея, Лондон]. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Излюбленные художником холодные тона, оттенённые мягкими перламутровыми переливами красок, придают особую поэтичность сельским пейзажам Гейнсборо, в которых заметно влияние позднего П. П. Рубенса. Его пейзажи - своего рода вариации на темы реальных природных мотивов, нередко скомпонованных в мастерской из камней, мха, кусков зеркала и тому подобное. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт; «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт, и др.); во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значительное место и среди рисунков Гейнсборо. Его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии английской школы живописи (творчество Дж. Констебла и др.). Гейнсборо - один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768).

Соч.: The letters / Ed. J. Hayes. New Hawen; L., 2001.

Лит.: Woodall М. Th. Gainsborough, his life and work. L., 1949; Некрасова Е. А. Письма Т. Гейнсборо как источник для суждения о его эстетических воззрениях // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981; она же. Т. Гейнсборо. М., 1990; Hayes J. The landscape paintings of Th. Gainsborough. L., 1982. Vol. 1-2; Postle М. Th. Gainsborough. L., 2002; Gainsborough. (Cat.). L., 2002; Vaughan W. Gainsborough. L., 2002.

Т. С. Воронина.