Гидронавтика
ГИДРОНАВТИКА (от гидро... и греческого ναυτικ? - искусство мореплавания, кораблевождения), отрасль науки и техники, занимающаяся исследованием и освоением придонного слоя и дна Мирового океана с помощью глубоководных подводных аппаратов (ГПА). Эксплуатацию ГПА, научного оборудования и проведение исследований осуществляет гидронавт, имеющий специальную подготовку и удовлетворяющий медицинским требованиям к длительной работе на больших глубинах.
Основные цели и научно-практическое направление. В сфере науки и техники: изучение физического и биологического процессов, происходящих в глубинах Мирового океана, их влияние на окружающую среду и организм человека; создание ГПА, обеспечивающих безопасную деятельность человека в глубинах Мирового океана путём повышения их автономности и эффективности за счёт оснащения новыми энергетическими установками, современными поисково-обзорными системами; медико-биологические и экологические исследования жизнедеятельности человека в Мировом океане, его пребывания на всём диапазоне глубин, включая предельные; исследование Мирового океана, его структуры, свойств, биологии и геологии дна, в том числе в недоступных прежде местах (на многокилометровых глубинах, подо льдами Арктики, у кратеров действующих подводных вулканов и др.); геологические, геомагнитные, гидрофизические, радиационные, гидрохимические, метеорологические исследования, глубинное электромагнитное и сейсмическое зондирование с использованием донных станций для изучения структуры земной коры и мантии под океаническим дном; историко-археологические исследования (например, поиск и обследование затонувших кораблей и судов, материальных следов цивилизаций, сбор и подъём объектов); установление и нанесение на карту (подтверждение) границ шельфа; разведочные работы по освоению нефтяных и газовых месторождений, монтаж глубоководного оборудования, осмотр бурильных платформ; инженерно-изыскательские работы по обеспечению прокладки трубопроводов, подводных кабельных линий и других работ на грунте.
Реклама
Обеспечение безопасности государства: выявление и пресечение несанкционированной деятельности на дне исключительной экономической зоны, континентального шельфа и в прибрежной зоне, в том числе скрытного размещения различных видов оружия; международное юридическое и правовое регулирование вопросов изучения и освоения ресурсов Мирового океана; защита подводной инфраструктуры и донных объектов государства (объектов навигационного оборудования, подводных кабельных линий связи, информационной и иных систем, нефтегазопроводов, а также объектов промышленного назначения, осуществляющих добычу ресурсов на дне и в придонном пространстве, и др.).
Предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поиск затонувших объектов, в том числе морской, авиационной, космической и другой техники; спасение экипажей аварийных (затонувших) подводных лодок и других обитаемых глубоководных средств; обследование районов захоронений взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и затонувшей техники как возможных источников экологической опасности, включая поиск, осмотр, видеосъёмку, контроль параметров морской среды, оценку их целостности и прочности, а также выполнение работ по их изоляции или подъёму. Из других задач, решаемых средствами гидронавтики, можно назвать кладоискательство и операции, проводимые на затонувшем судне «Титаник», где ГПА «Мир» (Россия) использовался в необычной роли - как платформа для съёмок художественного фильма.
В конце 1990-х годов средства гидронавтики стали широко использоваться и для рекреационных целей - в живописных районах Мирового океана созданы флотилии подводных аппаратов для экскурсий, а британская телестудия Би-Би-Си (ВВС) создала цикл передач, в основе которых лежат рабочие съёмки, выполненные подводными аппаратами.
Глубоководные подводные аппараты. Для исследования Мирового океана разработаны ГПА различных типов, включающие следующие функциональные блоки: прочный корпус для размещения в нём гидронавтов; источник энергии (аккумуляторная батарея, ядерная энергетическая установка); движительно-рулевой и манипуляционно-технологический комплексы; телевизионно-оптическое оборудование и световые приборы; поисково-обзорные системы; радиоэлектронное оборудование; забортный блок гидравлики для приведения в движение забортного оборудования; сбрасываемый аварийный балласт.
Принципиальное отличие ГПА от подводной лодки: значительно большая глубина погружения (более 1000 м); прочный корпус (в большинстве случаев имеющий сферическую форму); более высокая манёвренность во всех плоскостях; способность ложиться на грунт и проводить различные подводно-технические работы на грунте; большое количество забортного оборудования, рассчитанного на предельную глубину погружения; наличие иллюминаторов для визуального осмотра исследуемых объектов. Первым отечественным глубоководным аппаратом можно считать «Север-2» (1970). Одним из современных ГПА является «Русь» (1999).
Проникновение человека в глубины морей имеет древнюю историю. Только в 18 веке эти попытки увенчались относительным успехом. Изначально эта деятельность велась сугубо в военных целях. Первые устройства для погружения в воду - подводные лодки «Морель» (1724) российского плотника казённой верфи Е. П. Никонова, «Черепаха» (1776) американского изобретателя Д. Бушнелла, цельнометаллическая подводная лодка российского изобретателя инженер-генерала К. А. Шильдера (1834) - являлись исключительно боевыми судами (смотри Подводный аппарат).
В середине 20 века к необходимости изучения и освоения глубин Мирового океана и развития гидронавтики пришли практически одновременно несколько ведущих стран мира (Италия, СССР, США, Франция, Япония). Начало развития отечественной гидронавтики относится к середине 1960-х годов.
В 21 веке возрастает экономическое и оборонное значение исследования дна Мирового океана, что предполагает принципиально новые методики отбора и подготовки гидронавтов, создание глубоководных комплексов.
Ю. С. Коваленко.