Гимназии

ГИМНАЗИИ (от древнегреческого γυμν?σιον - учебно-воспитательное заведение), средние общеобразовательные учебные заведения, характерные для системы классического образования. Термин «гимназии» употреблялся также в значении «место для упражнений». В этом значении гимназии функционировали в древних городах Греции, Египта, Сирии, Малой Азии. С конца 5 века гимназии стали образовательными учреждениями, в них вели свои беседы философы, риторы, учёные. Наиболее известны греческие гимназии: Дромос в Спарте, три гимназии в Афинах, Кранейон в Коринфе и др.

Становление европейской гимназии Нового времени связано с возникновением в 15-16 веках латинских школ (назывались также лицеями, учёными школами, педагогиумами и др.), готовивших к поступлению в университет. Первая такая школа возникла в Лондоне в 1510 году; в Германии первая попытка построения системы гимназического образования принадлежит Ф. Меланхтону, основавшему «высшую школу» в Нюрнберге (1526). Школа готовила учащихся к общественной службе и дальнейшим научным занятиям. С конца 17 - начала 18 века в программы гимназии постепенно проникали элементы научного естествознания, повышался удельный вес новых языков. В 19 - начале 20 века гимназии имелись в России, Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.

Реклама

Во 2-й половине 19 - 1-й половине 20 века гимназическое образование дифференцируется. Появляются разновидности гимназии: реальные, новых языков, естественно-математические (иногда существовали как соответствующие отделения гимназии). В 1950-1970-е годы возникли экономические, технические, музыкальные, спортивные и другие гимназии, осуществляющие подготовку в отраслевые вузы. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназического образования: наряду с введением новых предметов (психологии, экономики, вычислительной техники и др.) определился круг обязательных предметов - художественно-языковый, политический, естественно-математический, религиозный и др. В начале 21 века гимназии функционируют в большинстве европейских стран; во Франции им соответствуют лицеи и коллежи, в Великобритании - грамматические и высшие школы, в США - высшие школы, в Испании - институты и колледжи, в Италии - лицеи. Во многих странах гимназии сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в университет, звена среднего образования (часто без экзаменов - по конкурсу гимназических аттестатов).

Гимназии в России. В 1804-72 годах гимназии - основной, а в 1872-1918 - один из основных (наряду с реальными училищами) типов среднего учебного заведения. Первыми созданы мужские гимназии - Академическая гимназия, гимназии при Московском университете (1755-1812) и в Казани (основана в 1758). Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804), предписал создание гимназии в каждом губернском городе (реализовано в 1820-е годы). Имели 4 класса. Изучались латинский, немецкий и французский языки, история, география, статистика, естественная история, математика, физика (до 1819 также ряд других предметов), а с 1819 - Закон Божий и русский язык. В 1804-28 годах при поступлении в гимназии требовалось знание курса уездных училищ. В соответствии с Уставом гимназий, училищ уездных и приходских 1828 года (полностью введён в середине 1830-х годов) курс гимназии увеличен до 7 лет, гимназии стали фактически выполнять также функции начальной школы. Вводилось преподавание греческого языка (к 1851 велось в 45 из 74 гимназии). С 1849-го древние языки изучали только гимназисты, намеревавшиеся поступить в университеты. В 1851 году преподавание греческого языка в большинстве гимназий прекращено. Устав гимназий и прогимназий 1864 года ввёл разделение гимназий на реальные (в 1871 переименованы в реальные училища, в 1872 утверждён их устав) и классические, предусмотрел возможность создания прогимназий - неполных средних учебных заведений (имели 4-6 классов). Все учащиеся классической гимназии изучали латинский язык; по мере возможности в них вводилось преподавание греческого языка. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 (действовал до 1918) срок обучения в 7-м классе составлял 2 года (в 1875 он разделён на 7-й и 8-й классы), расширены курсы древних языков (до 1890 - около 40% учебного времени), при гимназии созданы приготовительные классы, выполнявшие функции начальной школы. В начале 20 века изучение греческого языка в большинстве гимназий стало необязательным. В 1913 году существовали 441 мужская гимназия (в 1855 - 79, в 1886 - 175), 14 шестиклассных (в 1886 - 20) и 15 четырёхклассных (в 1886 - 50) прогимназий, в них обучалось свыше 152 тысяч (в 1855 - 18 тысяч, в 1886 - свыше 70 тысяч) гимназистов. Лица, имевшие свидетельства об окончании мужских гимназий, имели привилегии при поступлении на государственную службу и производстве в 1-й чин, принимались в университеты без вступительных испытаний (в 1835-63 они сдавали экзамены, но имели преимущества перед другими абитуриентами, в 1863-1884 иногда подвергались испытаниям по решению университета).

Гимназии Женские гимназии и прогимназии имели 7 классов (большинство - также дополнительный 8-й педагогический класс), их курсы были близки к курсу мужских гимназий, однако (за небольшим исключением) в них отсутствовали древние языки. Различались по ведомственной принадлежности. Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ) существовали с 1858 (до 1862 именовались училищами для приходящих девиц), действовали на основе устава 1862 года. Первые женские гимназии и прогимназии ведомства Министерства народного просвещения (МНП) созданы согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях 1870 на основе существовавших с 1858 года женских училищ 1-го и 2-го разрядов. Выпускницы получали звания начальных учительниц и учительниц народных училищ, а окончившие педагогический класс - домашних наставниц и учительниц. В 1909 году МНП были подведомственны 590 женских гимназий и 117 женских прогимназий (в них обучалось свыше 237 тысяч гимназисток), в ВУИМ состояли 33 гимназии (свыше 15 тысяч гимназисток).

С 1868 года некоторые частные училища 1-го разряда получали наименование частных гимназий; среди наиболее известных - мужская гимназия Л. И. Поливанова (позднее И. Л. Поливанова) и женская гимназия С. Н. Фишер в Москве. В мужских и женских гимназиях обучались дети всех сословий и вероисповеданий. В 1827-м в них прекращён приём детей крепостных и дворовых, в 1887 - в мужские гимназии ограничено поступление лиц иудейского вероисповедания, «детей лавочников и тому подобных людей». В 1828-64 годах к гимназистам допускалось применение телесных наказаний. Обучение в гимназии было бесплатным в 1804-19, затем для большинства учащихся платным. После Февральской революции 1917 года стали открываться гимназии и прогимназии с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1918-м в соответствии с Положением ВЦИК «О единой трудовой школе» гимназии в РСФСР преобразованы в школы 1-й и 2-й ступеней.

В 1863-82 годах существовали военные гимназии (большая часть создана на основе общих классов кадетских корпусов). Являлись заведениями интернатного типа, с 1873 - принимали и приходящих учеников. Выпускники главным образом поступали в специальные военно-учебные заведения. В 1879-м было 18 военных гимназий. Реорганизованы в кадетские корпуса.

Гимназии вновь стали создаваться в конце 1980-х годов. Согласно «Типовому положению об общеобразовательном учреждении» (2001), гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может также реализовывать программу начального общего образования. В 2004/2005 учебном году в Российской Федерации насчитывалось свыше 1,2 тысяч гимназий.

Лит.: Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912; Кандаурова Т. Н. Гимназии // Очерки русской культуры XIX век М., 2001. Т. 3.

И. В. Зубков (гимназии в Российской империи).