Гитара

ГИТАРА (испанский - guitarra, от древнегреческого κιθ?ρα), струнный щипковый музыкальный  инструмент типа лютни с длинной шейкой. Характерны 8-образная форма корпуса, плоские деки, круглое резонаторное отверстие в центре верхней деки, ладки на грифе, 6 струн. Настройка: «ми» - «ля» большой - «ре» - «соль» - «си» малой - «ми» 1-й октавы. Нотируется в скрипичном ключе октавой выше реального звучания.

Гитара Появилась в Европе в 15 веке, основной инструмент-предшественник - виуэла. Название утвердилось не сразу, размеры и строй с течением времени претерпевали значительные изменения. В 16 веке наиболее популярной была разновидность с 4 удвоенными струнами - так называемая четырёххорная; типичная настройка - большая терция в окружении кварт. Нижняя пара струн (басовый хор) могла настраиваться в октаву. Репертуар ренессансной гитары состоял из импровизаций на темы танцев, аккомпанемента к песням, сольных виуэльных фантазий в полифоническом стиле. Для гитары сочиняли испанцы А. Мударра, М. де Фуэнльяна, итальянские, французские, английские композиторы. Первые сборники с пьесами для гитары (запись в виде табулатуры) изданы в середина 16 века.

Реклама

С конца 16 века основной разновидностью стал пятихорный инструмент (9 струн, верхняя одинарная; бас настроен в октаву), распространившийся под названием «гитара» или «испанская гитара». Основной тип настройки: 2 кварты - большая терция - кварта. В труде К. Амата «Guitara espanola...» (1-е не сохранившееся издание - 1596) впервые упомянута абсолютная высота верхней струны - «ми» 1-й октавы (впоследствии стало нормой). Характерно использование так называемого ломаного строя, при котором нижние струны оказывались звучащими выше средних (в одном или двух басовых хорах убирали нижнюю струну). Для записи гитарной музыки широко использовалась буквенная система - так называемый алфавит (итальянский alfabeto). На барочной гитаре исполняли сольные пьесы и аккомпанемент к песням и ариям, её широко использовали в партии бассо-континуо. Среди мастеров: А. Страдивари, И. Тильке, М. Селлас, Р. Вобоам. Среди гитаристов и композиторов - итальянцы Дж. Фоскарини, А. Бартолотти, Ф. Вальдамбрини, Д. Пеллегрини, Л. Ронкалли, Ф. Корбетта, французы А. Карре, Р. де Визе, испанцы Г. Санс (автор «Руководства по игре на испанской гитаре», 1674), Ф. Гуэрау, С. де Мурсия. Пятихорная гитара сохраняла ведущее положение до конца 18 века.

С 1780-х годов началось распространение по всей Европе гитары современного типа - с 6 одинарными струнами и фиксированным строем (добавлена нижняя струна - «ми» большой октавы). Окончательно современный тип сложился к середине 19 века (мастер А. де Торрес Хурадо). В качестве виртуозного концертного инструмента (репертуар включает концерты, многие пьесы - вариации, этюды, фантазии, транскрипции; камерные ансамбли) гитары более всего использовалась в Испании и Италии, самые значительные гитаристы 1-й половины 19 века - Д. Агуадо (автор «Школы игры на гитаре», 1825), Ф. Сор (автор «Школы для гитары», 1830), М. Джулиани. Начавшееся в 1870-е годы движение за возрождение национальной культуры Испании способствовало подъёму гитарного искусства; на него оказала мощное влияние народная музыкальная  традиция (канте хондо, канте фламенко). Крупнейшие классические гитаристы конца 19-20 века: испанцы Ф. Таррега, М. Льобет, Э. Пухоль Вилларуби, Р. Санс де ла Маса, А. Сеговия, аргентинка М. Л. Анидо; наиболее известный российский гитарист - А. М. Иванов-Крамской. Для гитары писали Э. Вила-Лобос, М. Кастельнуово-Тедеско, И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья, Ф. Морено-Торроба, Х. Турина, М. Понсе, Х. Родриго.

С 20 века гитара распространена как инструмент эстрадного и бытового музицирования во многих странах мира, повсеместно - в Европе, Северной, Центральной и Латинской Америке. На её основе появилось множество местных разновидностей: куатро, гитаррон, чаранго (все - в Латинской Америке), филиппинская гитара, вьетнамская гитара, укулеле (Гавайи), мохан-вина (Индия) и др. В 18 веке в Россию была завезена 5-струнная гитара испанского строя. В России в 19 - середине 20 века была популярна 7-струнная, так называемая русская, гитара (настройка по звукам соль-мажорного квартсекстаккорда); в числе исполнителей-виртуозов и композиторов - А. О. Сихра, С. Н. Аксёнов, М. Т. Высотский, в числе мастеров - И. А. Батов, И. Я. Краснощёков, Р. И. Архузен.

В некоторых стилях джаза, рок-музыки используется так называемый вестерн- гитара. Со 2-й половины 20 века широчайшее распространение приобрели разновидности электрогитары.

Лит.: Иванов М. Русская семиструнная гитара. М.; Л., 1948; Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1961; он же. Гитара и гитаристы. Л., 1968; Bellow А. The illustrated history of the guitar. N. Y., 1970; Turnbull Н. The guitar from the Renaissance to the present day. L., 1974; Klier J., Hacker Klier /. Die Gitarre: ein Instrument und seine Geschichte. Bad Schussenried, 1980; Wade G. Traditions of the classical guitar. L., 1980; Tyler J. The early guitar: а history and handbook. L., 1980; Denyer R. The guitar handbook. L., 1982; Schneider J. The contemporary guitar. Berk., 1985; Seeger F. Gitarre: Geschichte eines Instruments. В., 1986; Рäffgen Р. Die Gitarre: Grundzüge ihrer Entwicklung. Mainz u.а., 1988; Huber J. The development of the modern guitar. Westport, 1991; Dausend G. М. Die Gitarre im 16. bis 18. Jahrhundert. Düsseldorf, 1992; Brill Н. G. Die Gitarre in der Musik des XX. Jahrhunderts. Кöln, 1994; Monno J. Die Barockgitarre: Darstellung ihrer Entwicklung und Spielweise. Мünch., 1995; Sandberg L. The acoustic guitar guide. N. Y.; L., 2002; The classical guitar: а complete history / Ed. J. Morrish. L.; S. F., 2002.